Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника  в свете реализации  ФГОС СПО необходимо уделять значительное внимание формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, развитию их познавательной активности и творческого потенциала.

Сегодня молодые люди (в том числе и студенческая молодежь) не объединены в какие – либо значимые  организации или союзы. Гражданские и политические ориентиры  размыты, что приводит молодежь к пассивной гражданской позиции по отношению к проблемам развития России, отсутствию интереса к действиям органов государственной власти.

Одним из методов включения молодого  поколения в политическую жизнь, формирования  гражданского  самосознания и патриотизма является активное  вовлечение  студенческой молодежи в социально – приемлемые виды деятельности, в  частности, в социально – ориентированное   творчество.

Одним из видов такого творчества  является проектная деятельность. Проектная деятельность формирует  у будущих специалистов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения,  четко планировать свои действия.  Тема  проектной работы «Я – гражданин» была нами выбрана с учётом необходимости активизации  работы по формированию у молодых людей навыков гражданского участия, в целях  решения актуальных социальных проблем и организации патриотического воспитания молодежи как одной из форм политической социализации личности.

Цель проекта: пробудить интерес студенческой молодежи к социальным проблемам современного  общества; способствовать формированию у будущих  специалистов гражданской позиции.

Задачи проекта:

  1. Формирование навыков совместной работы и делового общения в группе(компетенция социального взаимодействия);
  2. Формирование умения работать  с информацией, передавать и презентовать полученные результаты(учебно-познавательная и коммуникативная компетенции);
  3. Использование современных технологий и методик в процессе работы над проектом. Развитие творческих способностей обучающихся и профессиональных компетенций.

 Основным принципом проектной работы  является совместная деятельность преподавателя  и обучающихся. Успех реализации проекта во многом зависит от правильно организованной  работы и усилий участников проекта на всех этапах и стадиях.

Работа над  проектом состояла из четырех этапов:

- подготовительный,

- этап планирования,

- организационно – творческий,

- этап представления полученных результатов.

На подготовительном  этапе были созданы рабочие студенческие группы, экспертная группа из числа студентов для конкурсного отбора работ, а также  назначены руководители групп.

Второй этап включал работу по обсуждению структуры сборника, этапов работы, разработку критериев оценки проекта,  выполнение практических и лабораторных работ по  дисциплинам  «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Основы права», «Компьютерная графика», «Рисунок», а также  выполнение индивидуальных заданий (написать сочинение на тему «Я – гражданин», нарисовать  политический плакат на тему выборов).

Организационно   - творческий этап  состоял из отбора и анализа собранного материала: иллюстративного материала (социальных плакатов) для оформления  сборника и сочинений на заданную тему, обработки иллюстративного материала в программе Adobe Photoshop, работы экспертной студенческой группы, которая  проверяла  представленный материал на новизну с использованием различных источников, в  том числе и Интернет – ресурсов.

Этап представления полученных результатов – создание сборника творческих  работ студентов «Я – гражданин» и итоговая конференция, на которой студенты выступали с сообщениями  о работе над проектом и оценивали свою  работу,  используя критерии оценки проекта.

Можно отметить практическую значимость данного проекта, позволяющего готовить молодых людей к жизни в социуме: материал проекта может  использоваться на учебных  занятиях в качестве дидактического материала, на  классных часах, внеклассных мероприятиях, направленных на правовое  и патриотическое воспитание  студентов.

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, повышает степень  владения обучающимися интеллектуальными, коммуникативными, социальными, творческими и общеучебными навыками и умениями. В качестве иллюстрации  можно привести сочинение студентки 1 курса Игнатьевой Алены, написанное в поэтической форме:

Я – гражданин! И я свободен !

Живу в России, Родиной горжусь!

Люблю друзей, люблю природу,

Страну мою и за неё молюсь.

Я – патриот свой Отчизны.

Она мне очень дорога.

Мой дед и твой ценою жизни

Спасли Россию от врага.

Хочу, чтоб все вокруг было красиво,

Хоть хорошо не все в стране пока…

Я – гражданин! Судьба моя – Россия!

Пусть слава о тебе живет в веках!

Отрывки из отдельных сочинений студентов также являются показателем их мышления, творческого потенциала и общего уровня культуры:

«Мы все разные, но все мы – граждане нашей России. Мы любим свою страну и гордимся ею. Но нужно не просто считаться гражданами страны, нужно быть достойными гражданами, чтобы Отчизна могла  гордиться нами. Я учусь в техникуме на четвертом  курсе. Что я могу  сделать для своей страны? Пока я учусь на «отлично», участвую  в общественной жизни техникума, принимаю участие во всероссийских молодежных акциях, таких как: «Все вместе», «Живое спасибо», Мы против коррупции» и др. Я рада, что такие акции проводятся ежегодно, потому что они сплачивают молодежь, придают уверенность молодому поколению в том, что от него зависит будущее страны,  жизнь ее граждан. Ведь именно молодежь сегодня – это одна из сил, которая может своей инициативой изменить отношение общества  к самым актуальным проблемам».

(Пайгачкина  Алиса)

«Мы – граждане своей страны – Российской Федерации. Нам  не должны  быть чужды проблемы, которые решает наше государство. Чтобы государство было сильным, чтобы гражданам  жилось спокойно и достойно, нужно начинать с порядка в собственной семье, в собственном районе и в собственном городе. Вот тогда каждый из нас может  сказать с высоко поднятой головой» «Я – гражданин».

                                                                                                          (Васильева Елена)

Данная проектная работа  свидетельствует о том, что учебное проектирование может быть использовано в качестве одного из методов включения будущих специалистов в общественно – политическую жизнь и формирования их гражданского самосознания. Оно позволяет обучающимся стать активными участниками процесса приобретения знаний, умений и навыков, помогает развивать их творческие способности и профессиональные компетенции.   

Автор: Караваева Т.Н., Ильина Е.М. 

преподаватели

БОУ Чувашской Республики СПО «ЧМТТ» Минобразования Чувашии