ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Для решения задачи подготовки конкурентоспособного выпускника в свете реализации ФГОС СПО необходимо уделять значительное внимание формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, развитию их познавательной активности и творческого потенциала.
Сегодня молодые люди (в том числе и студенческая молодежь) не объединены в какие – либо значимые организации или союзы. Гражданские и политические ориентиры размыты, что приводит молодежь к пассивной гражданской позиции по отношению к проблемам развития России, отсутствию интереса к действиям органов государственной власти.
Одним из методов включения молодого поколения в политическую жизнь, формирования гражданского самосознания и патриотизма является активное вовлечение студенческой молодежи в социально – приемлемые виды деятельности, в частности, в социально – ориентированное творчество.
Одним из видов такого творчества является проектная деятельность. Проектная деятельность формирует у будущих специалистов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Тема проектной работы «Я – гражданин» была нами выбрана с учётом необходимости активизации работы по формированию у молодых людей навыков гражданского участия, в целях решения актуальных социальных проблем и организации патриотического воспитания молодежи как одной из форм политической социализации личности.
Цель проекта: пробудить интерес студенческой молодежи к социальным проблемам современного общества; способствовать формированию у будущих специалистов гражданской позиции.
Задачи проекта:
Основным принципом проектной работы является совместная деятельность преподавателя и обучающихся. Успех реализации проекта во многом зависит от правильно организованной работы и усилий участников проекта на всех этапах и стадиях.
Работа над проектом состояла из четырех этапов:
- подготовительный,
- этап планирования,
- организационно – творческий,
- этап представления полученных результатов.
На подготовительном этапе были созданы рабочие студенческие группы, экспертная группа из числа студентов для конкурсного отбора работ, а также назначены руководители групп.
Второй этап включал работу по обсуждению структуры сборника, этапов работы, разработку критериев оценки проекта, выполнение практических и лабораторных работ по дисциплинам «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Основы права», «Компьютерная графика», «Рисунок», а также выполнение индивидуальных заданий (написать сочинение на тему «Я – гражданин», нарисовать политический плакат на тему выборов).
Организационно - творческий этап состоял из отбора и анализа собранного материала: иллюстративного материала (социальных плакатов) для оформления сборника и сочинений на заданную тему, обработки иллюстративного материала в программе Adobe Photoshop, работы экспертной студенческой группы, которая проверяла представленный материал на новизну с использованием различных источников, в том числе и Интернет – ресурсов.
Этап представления полученных результатов – создание сборника творческих работ студентов «Я – гражданин» и итоговая конференция, на которой студенты выступали с сообщениями о работе над проектом и оценивали свою работу, используя критерии оценки проекта.
Можно отметить практическую значимость данного проекта, позволяющего готовить молодых людей к жизни в социуме: материал проекта может использоваться на учебных занятиях в качестве дидактического материала, на классных часах, внеклассных мероприятиях, направленных на правовое и патриотическое воспитание студентов.
Проектная деятельность позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, повышает степень владения обучающимися интеллектуальными, коммуникативными, социальными, творческими и общеучебными навыками и умениями. В качестве иллюстрации можно привести сочинение студентки 1 курса Игнатьевой Алены, написанное в поэтической форме:
Я – гражданин! И я свободен !
Живу в России, Родиной горжусь!
Люблю друзей, люблю природу,
Страну мою и за неё молюсь.
Я – патриот свой Отчизны.
Она мне очень дорога.
Мой дед и твой ценою жизни
Спасли Россию от врага.
Хочу, чтоб все вокруг было красиво,
Хоть хорошо не все в стране пока…
Я – гражданин! Судьба моя – Россия!
Пусть слава о тебе живет в веках!
Отрывки из отдельных сочинений студентов также являются показателем их мышления, творческого потенциала и общего уровня культуры:
«Мы все разные, но все мы – граждане нашей России. Мы любим свою страну и гордимся ею. Но нужно не просто считаться гражданами страны, нужно быть достойными гражданами, чтобы Отчизна могла гордиться нами. Я учусь в техникуме на четвертом курсе. Что я могу сделать для своей страны? Пока я учусь на «отлично», участвую в общественной жизни техникума, принимаю участие во всероссийских молодежных акциях, таких как: «Все вместе», «Живое спасибо», Мы против коррупции» и др. Я рада, что такие акции проводятся ежегодно, потому что они сплачивают молодежь, придают уверенность молодому поколению в том, что от него зависит будущее страны, жизнь ее граждан. Ведь именно молодежь сегодня – это одна из сил, которая может своей инициативой изменить отношение общества к самым актуальным проблемам».
(Пайгачкина Алиса)
«Мы – граждане своей страны – Российской Федерации. Нам не должны быть чужды проблемы, которые решает наше государство. Чтобы государство было сильным, чтобы гражданам жилось спокойно и достойно, нужно начинать с порядка в собственной семье, в собственном районе и в собственном городе. Вот тогда каждый из нас может сказать с высоко поднятой головой» «Я – гражданин».
(Васильева Елена)
Данная проектная работа свидетельствует о том, что учебное проектирование может быть использовано в качестве одного из методов включения будущих специалистов в общественно – политическую жизнь и формирования их гражданского самосознания. Оно позволяет обучающимся стать активными участниками процесса приобретения знаний, умений и навыков, помогает развивать их творческие способности и профессиональные компетенции.
Автор: Караваева Т.Н., Ильина Е.М.
преподаватели
БОУ Чувашской Республики СПО «ЧМТТ» Минобразования Чувашии
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)