Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Педагогические средства развития и оценки уровня сформированности навыков целеполагания у учащихся начальных классов на уроках французского языка

Современный подход к образованию меняет сознание школьника. Сегодня от него требуется умение организации своей деятельности на уроках, включения в планирование, управление своей учебой, т.е. превращение из объекта обучения в его субъект. Новые федеральные образовательные стандарты как раз и направлены на осмысление субъектных отношений в учебной деятельности, на формирование универсальных учебных действий, которые помогают ученику «научиться учиться». Они предлагают ввести в учебную деятельность метапредметные виды деятельности. Одним из таких видов является целеполагание.

Рассмотрим общую характеристику цели. Цель – это представление о конкретном результате, который должен быть получен. Она направляет деятельность, определяет ее содержание, отвечает на вопрос «На что нужно направить активность?» «Размытая» цель приводит к разрушению деятельности. В учебной деятельности на каждом занятии могут присутствовать разные цели. Возникновение целей, их определение, осознавание называется целеполаганием. Ученые отмечают, что целеполагание имеет две формы: самостоятельное определение цели и её определение на основе выдвигаемых кем-то требований. В учебном процессе второй случай является ведущим. Но внешнее требование учителя не всегда превращается во внутреннюю цель ученика. Чтобы совпадение произошло,  должна присутствовать субъектная мотивация на достижение цели.  Именно в новых стандартах предусматриваются ощутимые изменения этапа целеполагания на уроке: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет целенаправленной. Именно на этом этапе урока возникает внутренняя мотивация и побуждение: узнать, найти, уметь.

 Целеполагание связано с внутренними условиями обучения, с уровнем развития детей, с мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, средствами обучения, с педагогическими воззрениями учителя. В организации этот этап не прост, он требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учеников на предстоящую деятельность. 

С самого начала изучения курса или темы необходимо вводить учеников в процесс целеполагания. Если учитель не будет торопиться ставить цели сам, а попросит сделать это детей, он приведет их в активную позицию.

С чего начать развитие навыка целеполагания? С помощью каких приемов его следует формировать? Остановлюсь на самых основных моментах развития и оценки навыка целеполагания:

  • Приемы, их описание, характеристики
  • Условия использования приемов
  • Методические рекомендации при использовании
  • Инструментарий для оценки уровня сформированности навыка.

В качестве примеров я приведу широко известные приемы формирования навыка целеполагания.

Исходя из содержания приема необходимо определить вид универсальных учебных действий, который развивает каждый прием, также характер деятельности учащегося при использовании приема, тип  урока, на котором прием более целесообразен. Результат подобного анализа можно описать в таблице№1:

Таблица №1 

Вид УУД

Тип  урока в структуре ФГОС

Название

Описание

Характер деятельности ученика

Регулятивные, коммуникативные

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Тема – вопрос

 

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на вопрос. Выдвигается множество мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать других, тем интереснее будет проходить работа.

Например, в 4 классе при изучении темы «Праздники» можно задать вопрос: Традиции празднования рождественских и новогодних праздников в России и во Франции похожи или разнятся?

Выдвигает гипотезы, высказывает мнения. Дискуссирует с одноклассниками. Приходит к единому решению. Выстраивает план действий.

Познавательные

логические

Урок усвоения новых знаний

Работа над понятием 

 

Для зрительного восприятия предлагается название темы урока. Каждое слово в теме необходимо объяснить или найти в словаре.

В 3 классе в теме «В магазине» дается достаточно новой лексики с названиями отделов в магазине. С помощью разгадки, расшифровки, перевода этих слов можно сформулировать тему и цель урока.

Проводит поисковую работу. Размышляет о происхождении слова. Соотносит определения понятия с темой урока. Формулирует цель.

Регулятивные, коммуникативные

Урок усвоения новых знаний

Ситуации яркого пятна

 

Среди множества однотипных предметов, слов, букв одно выделено цветом или размером. Внимание концентрируется на выделенном объекте. Совместно определяется причина обособленности или общности. Дальше определяется тема и цели урока.

Прием можно применить, например, на начальном этапе ознакомления с языком - во 2-м классе при изучении прилагательных цвета, размера и т.п.

Сравнивает, анализирует, выдвигает предположения, обобщает.

Регулятивные, коммуникативные

Урок применения знаний и умений

(закрепления)

Группировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ряд слов, фраз, предметов предлагается разделить на группы, аргументируя свое предположение. Основанием для классификации будут внешние признаки, а вопрос «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Можно использовать при обучении чтению во 2 классе для толкования правила чтения. 

Сравнивает, обобщает, группирует. Аргументирует выводы.

Регулятивные, коммуникативные

Урок усвоения новых знаний,

урок применения знаний и умений

 

Исключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид: повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид: задается ряд загадок или просто слов , с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например,можно сгруппировать слова по одному признаку или теме и добавить  «лишнее», из новой темы.

Сравнивает, обобщает, группирует. Аргументирует выводы.

Регулятивные, логические, коммуникативные

Урок систематизации и обобщения знаний и умений, урок контроля знаний и умений

Домысливание

 

Предлагается тема урока и слова – помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов – помощников дети формулируют цели урока.

На мой взгляд прием эффективен на уроках изучения грамматики. Слова-помощники выстраивают логическую цепочку рассуждений от известного к неизвестному.

Обобщает изученное, размышляет, самостоятельно ставит цель.

Регулятивные

Урок актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений

Проблемная ситуация

 

Выделяют десять способов создания проблемной ситуации. Основная суть такой ситуации заключается в том, что создается  противоречие  между известным и неизвестным. Для разрешения конфликта определяются пути его решения. Например, один из способов – побуждение учащихся  к обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что иллюстрирует недостаточность последних ля объяснения новых.  При усвоении грамматической  формы прошедшего времени passé composé подобный прием можно использовать, когда вводится второй вспомогательный глагол être.  Учитель не излагает материал, а сталкивает с проблемой: для объяснения незнакомого нужно обобщить известное и добыть новое.

Наблюдает факты и явления, выявляет непонятные. Выдвигает гипотезы. Ставит цель. Выстраивает план действий для достижения цели.

Познавательные, регулятивные

Урок усвоения новых знаний

Проблема предыдущего урока 

 

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока и цель можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.  В 4 классе для выражения принадлежности предмета лицу с помощью местоимений обнаруживаем, что для этого необходимы указательные прилагательные. Но они неизвестны. Следующий урок начинаем со знакомства с последними.

Находит  «область незнания».  Определяет пути устранения пробелов. Намечает план действий.

Познавательные, регулятивные

Урок применения знаний и умений, урок актуализации знаний и умений, урок контроля знаний и умений

Отсроченная отгадка (на запоминание и воспроизведение)

 

Прием схож с предыдущим. В конце урока можно задать вопрос, на который дети не знают ответа. Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос. Или намеренно задать вопрос на домашнее задание, в результате решения которого могут возникнуть трудности.  Следующий урок подвести учащихся к формулировке цели, связанной с трудностями в домашнем задании. Тема «Города Франции, Париж». Задание: задать другу вопросы о столице Франции, испльзуя упражнения в учебнике. Во-первых, необходима информация о городе, во-вторых умение задавать вопросы. Текст о Париже есть в учебнике, но сведений в нем недостаточно, вопросительные слова и содержание вопросов определено, необходимо правильно закончить вопросы и знать на них ответ. Задание можно использовать как разноуровневое.

Находит  «область незнания».  Проводит поисковую работу. Сталкивается с проблемной ситуацией. Формулирует цель для устранения пробелов.

Познавательные

Урок усвоения новых знаний, комбинированный урок

Удивляй! (на запоминание и воспроизведение)

 

Известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором привычное становится удивительным. Это могут быть удивительные факты из истории, биографии, науки. По опыту можно сказать, что детей всегда удивляет отличия французской системы образования от российской.

Планирует действия, ищет способы решения задачи.

Коммуникативные

Урок систематизации и обобщения знаний и умений, урок контроля знаний и умений, урок коррекции знаний, умений и навыков

Фантастическая добавка

 

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Составить диалог с вымышленным персонажем, написать письмо сказочному литературному герою и т.п. Во 2 классе  можно организовать разыгрывание диалогов со сказочными персонажами, предварительно поставив цель: научиться расспрашивать и отвечать.

Проявляет творчество, планирует разговор, разрешает возникающие противоречия

Регулятивные

Урок систематизации и обобщения знаний и умений, урок контроля знаний и умений, урок коррекции знаний, умений и навыков

Лови ошибку!

 

Прием может быть как аудиальным, так и визуальным. В данном случае ученики прослушивают сообщение, текст со специально допущенными ошибками. Оправдано использование тематических текстов, на распознавание фонетики, усвоение лексики, грамматики.

Анализирует услышанное, текст. Находит ошибки. Аргументирует выводы.

Познавательные

Урок усвоения новых знаний

Практичность теории

Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Можно использовать в случае со словами- заимствованиями и интернационализмами.

Проводит анализ, сравнивает, обобщает.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Урок усвоения новых знаний, урок применения знаний и умений

Мозговой штурм

 Познакомив с темой урока организовать мозговую атаку и прийти к общей цели.

Высказывает мнение, выдвигает гипотезы, вносит коррективы, планирует действия, ставит цель

Познавательные, регулятивные

Урок актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений

От частного к общему

От разрозненных понятий и определений  к обобщению знаний и определению цели

Структурирует, устанавливает связи, делает обобщения.

Регулятивные

Урок коррекции знаний, умений, навыков

От рефлексии  к целеполаганию

Организация рефлексии предполагает потребность в достижении цели. «отрефлексировав» трудности, ставим цель, намечаем пути преодоления, решения

Выделяет главное и второстепенное, составляет план действий.

Познавательные, коммуникативные, личностные

Урок усвоения новых знаний

Использование пословиц, поговорок, загадок

Прием может использоваться в начале и в конце урока. В 3 классе в теме «Животные» заранее подобрать пословицы с названиями животных, с их характеристиками. Использовать пословицы для описания внешности и характера животных.

Формулирует проблему, соотносит учебную ситуацию с моральными, этическими  нормами, заложенными в пословице.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,
  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений, правильных и неправильных, но обязательно обоснованных
  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Для эффективного проведения этапа целеполагания я бы посоветовала учителю акцентировать внимание на следующих моментах: на уроке дети могут выдвинуть совершенно различные, разнонаправленные цели. Разнообразие целей позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, и дети должны понимать, что цели нужно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников. И в том числе тех, кто не сумел поставить цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Затем необходимо поставить задачи (через действия, которые будут выполняться: читать учебник, слушать ответы одноклассников, сделать письменные упражнения, составить таблицу, объяснить значение слов и т.д.). задачи тоже записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого сформулировать домашнее задание.

Я упоминала о двух основных типах целеполагания. Целеполагание  одного типа обеспечивает принятие задач на усвоение заданных кем-то действий, «готовых» знаний, когда главными задачами становятся – понять, запомнить, воспроизвести. Целеполагание другого типа обеспечивает принятие и самостоятельную постановку новых учебных задач, связанных с анализом условия, выбора способа действия, контроль и оценка его применения. То есть, от выбранного пути достижения цели напрямую зависит направленность развития ребенка на уроке: на зону актуального развития, или на зону ближайшего, перспективного развития. Каким же способом определить  какой тип целеполагания формировал ученик на уроке, когда урок нужно закончить анализом: удалось ли достичь цели?  За основу я предлагаю взять уровни сформированности навыка целеполагания, сформулированные Элькониным Д.Б. и Давыдовым В.В. в концепции развивающего обучения (таблица №2).  Здесь четко определены основные диагностические признаки каждого уровня, упомянуты личностные качества, развивающиеся при формировании высоких уровней навыка целеполагания.

Таблица №2 

Уровень

Название уровня

Личностные качества

Диагностические признаки

 

0

Отсутствие цели

 

Осознает частично предъявляемые требования, не знает, что именно надо делать, может принимать лишь простейшие требования

Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

1

Первичное осознание цели

 

Осознает, что надо сделать, но не может точно сформулировать

Не может дать отчета о своих действиях и не может осуществлять целенаправленные действия; действует по рекомендациям учителя.

2

Переопределение цели

 

Осознает цель и требования к ее выполнению, но в процессе реализации она подменяется на другую

Не доводит дело до конца; т.к. возникшая познавательная цель неустойчива .

3

Принятие цели

 

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебной деятельности и регулирует весь процесс ее выполнения.

Постановка промежуточных целей, осуществляет реализацию  цели, не изменяя и не выходя за ее требования; умеет выделять главное и второстепенное в предстоящей работе; распределяет время на выполнение отдельных этапов работы.

4

Самостоятельная постановка общих целей

Воля, упорство в достижении цели, самореализация

Самостоятельно формулирует познавательную цель и строит план действий в соответствии с ней.

Умеет разбить недоступную и сверхтрудную цель на ряд легких для себя; формирует внутренний план выполнения предстоящей деятельности.

5

Самостоятельная постановка личных целей

Активность, целеустремленность, самореализация

Совместно формирует новые познавательные цели без стимуляции извне, самостоятельно планирует свою деятельность; цели выходят за пределы требований программы

По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, деятельность приобретает форму активного исследования в различных сферах. 

Уровень сформированности навыка учитель отслеживает методом наблюдения регулярно по мере прохождения подтемы, темы, курса.

В таблице №2, в колонке характер деятельности ученика указаны действия учащегося  при целеполагании. Эти действия  перекликаются с диагностическими признаками сформированности навыка. Таким образом  приведенные мною приемы при наличии соответствующего характера действий ученика  развивают навык целеполагания.

Разумеется, не каждый ученик способен на проявление навыка целеполагания на высшем уровне. Задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать познавательную активность на уроке, формировать мотив, потребность действия, помогать ставить цели и их осуществлять.

Существует также понятие перспективной или долгосрочной цели, когда  ученик ставит цель по предмету не на урок, а на неделю, на четверть, на учебный год. В этом случае он учится выстраивать свою индивидуальную программу обучения на большой период времени. На определенном этапе проводится рефлексия по результатам учебной деятельности и происходит корректировка поставленных целей. Те или иные цели сужаются или расширяются, добавляются другие. Не сразу можно добиться результата, но важное состоит в том, что навык целеполагания начал формироваться. При постановке  долгосрочных целей создаются программы занятий по целеполаганию. В этом направлении тоже может  состоять перспектива работы по формированию навыка целеполагания. 

Автор: Велькова Наталья Владимировна

учитель французского языка

 МАОУ "СОШ №94" г.Пермь