Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Проектная деятельность в дошкольном учреждении,

 как один из эффективных методов экологического воспитания.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Убеждения человека формируется с детства. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям.

Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родине. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, вызывать интерес к  окружающему миру. Формировать бережное отношение к жизни растений, животных, наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие качества как жизнерадостность эмоциональность, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности.

Осенью во время экскурсии дети читали стихи, играли в подвижные, рассматривали деревья, при проведении словесной игры обнаружилось, что они плохо различают виды деревьев, путают названия птиц, насекомых.

Одним из эффективных педагогических приемов является проектная деятельность. Поэтому мы решили создать долгосрочный исследовательский проект «Наша любимая березка». 

Целью проекта: расширить кругозор воспитанников в окружающем мире.

Задачи проекта: развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе.

Были использованы методы наблюдения, экспериментирования, сравнения, анализа.

Для реализации проекта был составлен перспективный план, который мы реализовали в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Работа по перспективному плану предусматривала:

 - занятия по разным образовательным областям и видам деятельности;

- партнерскую работу с родителями и взаимодействие с другими специалистами, педагогами.

В ходе работы по проекту

мы узнаём:

 - какие животные (птицы, звери, насекомые, и т.п.) посещают наше дерево в разное время года;

- какие птицы зимующие, перелетные навещают его осенью, зимой, весной, летом; как они поют, строят гнезда, выводят птенцов, в какое время суток они проявляют активность;

- какие насекомые живут рядом с нашим деревом и на нем;

мы наблюдаем, рассматриваем и исследуем:

- за кормушкой, скворечником;

- корой, листьями, цветками дерева, травой, семенами трав и растений;

- следами на снегу, земле;

- гнездами, муравейниками, паутинками;

- считаем сколько жителей нам удалось обнаружить;

- какая у них окраска и чем отличаются друг от друга;

- чем питаются;

- из чего состоит почва под деревом в разное время года;

- за циклами активности березы, почему опадают листья, когда и как цветет, как изменяет цвет коры в разное время года, как и чем питается;

- где быстрее тает снег под деревом;

мы ведем дневники наблюдений:

- зарисовываем;

- фиксируем в какое время дня видели птиц, насекомых

- фиксируем в какое время года опадают листья, появляются сережки, набухают почки, строят птицы гнезда, выводят птенцов и т.д.

мы подводим итоги:

- сочиняем сказки, стихи, загадки;

- подбираем скороговорки, песенки, потешки, пословицы, поговорки;

- проводим праздники, викторины, конкурсы: «День прилета птиц», «День земли», «День воды» и т.п.;

-родительские собрания на темы « Наша любимая берёзка», «Деревья – источник здоровья»;

- изготавливаем кормушки, скворечники, собираем корм для птиц;

- проводим акции «Посади дерево», «Полей цветы», «За чистоту дома природы»;

- оформляем уголки природы, плакаты, календари, папки, книги;

- делаем поделки и сувениры, книжки-малышки и т.п.

Проект сопровождается учебно-методическим комплексом:

- разработанные занятия на экологическую тему «Наша любимая березка» воспитателем Герман П.А. (воспитатель награжден за данную разработку общероссийским Дипломом II степени);

- рабочая тетрадь «Дневник наблюдения» для детей;

- раздаточный и дидактический материал «Раскрась», «Заштрихуй», «Зарисуй», «Сделай сам», «Дополни», «Продолжи»;

- сценарии родительских собраний на тему «За круглым столом», « Наша любимая берёзка», «Семейные традиции», «Акции «Подкорми птиц зимой», « Знатоки растений», конкурс «Лучший дом для птиц», «Дары осени», «Мой росток», « Экология и наше здоровье».

- программа для дошкольных образовательных учреждений Николаевой С.Н. «Юный эколог»

- рабочая тетрадь Николаевой С.Н.

Литература для детей:

- стихи, рассказы, сказки для детей Барто А., Бианки В. В., Сладков Н.И., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Соколов-Микитов И.С. и др.

Продукт проекта:

- Альбом « Наша любимая берёзка»

- Игра « Наша любимая берёзка»

В результате работы над проектом дети научились наблюдать, различать, анализировать, сопоставлять, рассуждать и экспериментировать, видеть и чувствовать красоту природного мира.

Проявились положительные качества личности взаимопомощь, понимание, сострадание.

 

Использованная литература:

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы составители:  Киселёва   Л.С, Данилина Т.А, Лагода Т.С., Зуйкова М. Б.
  2. Наблюдение и труд в природе. Авторы А.Ф. Мазурина, Т. Н.Розина, Сакевич А.А

Автор: Герман Пелогея Анатольевна

воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка –

детский сад № 3 г. Томска