Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Развитие творческого воображения дошкольников  через рисование.

Рисование - первый шаг к самовыражению, именно поэтому дети из разных стран и культур проявляют одинаково сильный интерес к карандашам, краскам и мелкам. Ребенку пока сложно  выражать  словами свои ощущения от поступающего потока информации,  звуков, запахов, цветов. Однако с помощью рисунков ребенку удается выражать себя, осмысливать окружающий  мир.  Рисование учит ребенка думать, развивает его память, усидчивость, внимательность, помогает сосредоточиться. Когда малыш становится старше, то в попытках рисовать с натуры он начинает сравнивать предметы, анализировать, воображать и фантазировать - это тоже ускоряет процесс интеллектуального развития.

Рисование очень необычный и увлекательный процесс, который  имеет много положительных аспектов: 

  • Рисование влияет на физическое развитие пальчиков. Научив ребенка правильно держать карандаш, фломастер или кисть, вы подготовите его маленькую ручку к письму, положительно повлияете на будущий почерк своего ребенка. 
  • Рисование влияет и на умственное развитие детей. Ведь это процесс, заставляющий думать о том, что нарисовать, какого размера, какого цвета. Это колоссальная умственная деятельность и бесконечное развитие воображения. Если  попросить ребенка нарисовать какого-нибудь «чудика», то  маленький «детский процессор» начнет выдумывать и выдавать Вам такие шедевры, какие раньше Вам и не снились. 
  • Рисование влияет на развитие личности ребенка. Очень важно поддерживать ребенка в любых начинаниях, показать, как Вы безмерно горды им. Необходимо хвалить ребенка  за рисунки, даже если там что-то не так, как бы Вам хотелось. Можно даже повесить некоторые работы на видное место, малыш поймет, что Вам не безразлично его творчество. А еще, хорошо бы завести папку и бережно хранить все рисунки, демонстрируя картины другим членам семьи, друзьям, знакомым, хвастаясь вашим художником. 
  • Рисование учит ребенка самостоятельности, ведь это целый процесс от подготовки тряпочки и красок до готового рисунка. Выделите ребенку коробочку для всех принадлежностей и заметите, с каким интересом он будет доставать все предметы и с  трудолюбием их убирать. 
  • Казалось бы такая простая игра как рисование включает в себя много разных  наук:   математику, когда можно легко научить ребенка считать,  используя карандаши;  геометрию, когда рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т.д.; зоологию, когда ребенок, благодаря фантазии и краскам,  может выучить большое количество  животных. Список можно долго продолжать. 
  • Рисование тесно связано и с эмоциями ребенка. Вы легко определите, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, тревожит ли его что-то или он рад наступившему дню. Занятия рисованием полезны детям по очень многим причинам. 

Бывает  так,  что ребенок не проявляет интереса к рисованию  или  у него что-то  не получается: то краски размажутся, то линии кривые, то карандаш выпадает из руки. Тогда  на помощь должны прийти мама и папа! Необходимо  поддержать и успокоить ребенка, предложить свою помощь.

Маленькому человеку важно ваше участие, да и совместная работа всегда сближает.  Как  здорово сидеть всей семьей и рисовать совместную картину!  Также заинтересовать ребенка можно,  показав, каким увлекательным может быть мир рисования, пофантазировать вместе с ним, чтобы он увидел результат совместного творчества. Вы сами должны взять в руки карандаш или кисть.

Не забрасывайте  рисование, если малыш начнет капризничать.

Конечно, не всем деткам дано стать художником, но ребенку очень важны навыки работы с карандашом, красками, кистью, которые пригодятся ему в дальнейшем. Рисование вдохновляет и успокаивает детей, поднимая ребенку настроение.

Для того чтобы данный вид игр приносил ребенку душевное равновесие, обращение к родителям - не ругайте малыша за испачканные вещи и руки и ноги. Ведь все можно отстирать, помыть, а испорченное настроение у ребенка вызовет отвращение к этой игре. Не один ребенок не захочет пачкаться, если мама его потом ругает. Это издержки игры и  нужно принять их достойно, можно даже вместе посмеяться над грязными ручками. Малыш растет и со временем будет все аккуратнее рисовать. Но поверьте, пройдет много лет и Вы с такой теплотой и нежностью, будете вспоминать его первые нелепые ляпы.

Итак, конкретнее о процессе рисования. Начинать можно, когда Вам исполнился годик, Ваш малыш уверенно держит предметы в руке и все понимает, что творится вокруг. Для рисования можно использовать стол, пол, мольберт.

 Начнем с последнего. Многие родители для своих открывателей покупают мольберт. Эта вещь бесценна, рисуй, сколько хочешь, вытирай тряпочкой и поле для творчества снова готово. Плюсы – многоразовое использование, возможность рисовать как мелками, так  и фломастерами. Минус – рисунок с собой не унесешь и  не сохранишь, но это не такой и  существенный недостаток.

Рисование на полу - отличный вариант, но есть и минусы - долго сидеть на полу чревато для осанки, а возможностей нарисовать на ногах появляется  больше. Самый лучший вариант – это стол! Сразу учим ребенка правильно сидеть, хорошо держать кисть, кроме того на столе  все под рукой.

В качестве холста можно порекомендовать альбомы для детского творчества, продающиеся  в магазине, а также экономный вариант - обычные газеты, остатки обоев, листы формата А4 и более. В магазинах сейчас огромный выбор тетрадей для рисования, особенно нравятся «Рисование пальчиками». Как правило, в таком альбоме представлен рисунок, точнее только контур, который предлагают закрасить точками, пальчиковыми нажатиями. Это очень увлекательно. Но сразу же хотелось сказать, что дома самим можно изготовить такой же альбом! Возьмите листочки, нарисуйте простейшие контуры и вот Вам отличная «развивашка» для маленького гения!

Для того, чтобы Ваш творческий процесс не стал обыденным, можно использовать еще две  методики рисования:

1) "Художники ножки-ладошки"

2) Сказка из "каляко-маляки".

Все предельно просто - нам понадобятся краски детские, желательно пальчиковые (кстати, сейчас в интернете много рецептов создания красок в домашних условиях, можно взять себе на заметку), бумага, сам художник, терпение мамы и её яркая фантазия. 

Первая техника заключается в том, что нужно взять ножки-ладошки любимого ребенка, обмакнуть их в краски и сделать отпечатки. Дальше подключается фантазия мамы: можно нарисовать глазки, ручки, ушки и т.д. Примеров работ с участием ладошек можно позаимствовать в интернете,  если ваша фантазия иссякла.  Получаются просто шедевральные картины. 

Вторая техника дает больше просторов для творчества. Перед маленьким художником выставляются краски, раскладываются листочки. Просим малыша изобразить какое-либо животное или просто нарисовать картину. Ребенок радостно «калякает» все, что вздумается (иногда бывает важно вовремя поменять холст!) Далее даем рисунку высохнуть и опять подключаем своё воображение. Ручкой прорисовываем то, что увидели мы в этих «ляпах», это может быть предмет, животное или целая картина. Также по нарисованной картине можно придумать историю или даже целую сказку.

Процесс рисования очень увлекает, нужно подойти к нему творчески и увидите,  как заинтересуется Ваш  ребенок. 

Самый простой способ передать мир в красках - это рисование с помощью пальцев,  а также ладоней, кулачков и даже носом - пусть малыш пробует многочисленные возможности собственного тела и красок. В процессе рисования пальцами легче всего освоить смешивание красок и постепенно изучить палитру основных цветов и их комбинаций. Лучше всего в такой технике изображаются цветы, деревья и солнце - научите ребенка пользоваться не одним пальцем, а всеми.

Обучение рисованию по трафаретам и шаблонам, а также книжки-раскраски, по мнению многих специалистов, сдерживают фантазию и творческие порывы. Гораздо лучше предложить малышу обводить по контуру живые цветы, листья или веточки, а потом листья можно раскрасить. Если ребенок пока не справляется - помогите ему, это полезнее, чем более простая операция по раскрашиванию картинок в книжке. По сути, обведение контуров и копирование рисунков внутри контура - это первые шаги к рисованию с натуры.

Дайте ребенку как можно больше материалов для разных видов рисования: цветные карандаши, фломастеры, витражные краски, гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, а также хорошего качества бумагу для рисования, ватман и цветной картон. Кисточки должны быть разных размеров и тоже хорошего качества, лучшими считаются колонковые. Сразу объясните, как следует держать кисточку, как обращаться с красками, напоминайте ребенку регулярно менять воду и промывать кисти.

Существует 9 самых разных способов создания простых картин с ребенком. Можно рисовать  мылом, полусухой кистью, ставить кляксы трубочками от коктейлей и даже моток простых ниток может стать отличным инструментом для творчества.

Предложите ребенку интересную игру - нарисовать музыку. Для первого раза можно договориться о том, какие цвета добрые, какие злые, какие быстрые, какие медленные. Привлеките к игре папу, бабушку, родственников, которые пришли в гости - и вместе нарисуйте впечатления от небольшой яркой пьесы - например, из «Времен года» Чайковского или «Картинок с выставки» Мусоргского. Таким образом, вы научите малыша еще и внимательно слушать музыку.

Кстати, чтобы научить ребенка рисовать - это значит, получить массу свободного времени. Ребенка  всегда можно занять, выдав ему краски или карандаши - и он довольно долгое время проведет в самостоятельной деятельности.

А лучший способ приобщить ребенка к любому занятию, в том числе и к рисованию - делать это вместе. Вам не требуется быть художником или чертежником, достаточно просто дать волю фантазии, а малыш обязательно захочет принять участие и подражать вашей деятельности.

Литература:

1. Статьи « Моя семья»  Родители и дети‎ 2012 г.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2010.– 256с.

Автор: Репрынцева Екатерина Вячеславовна

воспитатель МБДОУ Центр развития ребенка –

детский сад № 3 г. Томска