Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Осенняя экскурсия с учащимися VI класса

Ключевые слова: гномон, формы рельефа, русло, долина, террасы, устье, приток.

  

Рисунок 1. Маршрут экскурсии

«Садоводство «Железнодорожник» - курорт «Ангара».

Цель. Учить наблюдать за погодой, высотой Солнца над горизонтом, отмечать сезонные изменения состояния растительности и водоемов, определять формы рельефа. Учить самостоятельно проводить наблюдения, делать выводы. Развивать внимание, воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: компасы, блокноты, поплавки, секундомер, нивелир, рулетка, гномон.

Ход экскурсии

Точка наблюдения № 1. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом (гномон), определение расстояний шагами, сторон горизонта по компасу. Место поведения - школьный двор.

Точка наблюдения № 2. Берег реки Каи. Выбор отрезка реки. Пуск поплавков на разных расстояниях от берега. Определение места самого быстрого течения реки. Запись в тетрадях.

Рисунок 2. Определение скорости течения реки.

Кай, Хай — названия ряда урочищ. На тувинском и якутском языках кая, кия, хая, хайа означают скала, утес, гора с крутым скалистым склоном. Кай на кетском языке означает крутой обрыв, берег. Места с этим названием обычно представляют небольшие горы с крутыми скалистыми склонами, обрывами, утесами, часто резко возвышающимися над рекой и окружающими равнину. Например, Кайская гора близ Иркутска, Хаита (http://nature.baikal.ru/text/shtml?id=113&sec=12)

Точка наблюдения № 3. Какая форма рельефа перед вами? Дать формулировку. Определение высоты холма с помощью нивелира.

 

Рисунок 3. Определение высоты холма.

Точка наблюдения № 4. На возвышенном берегу Каи (идти по правому берегу р. Каи):

1)  зарисовать русло;

2)  обозначить стрелкой направление течения, название берегов (правый, левый);

3)  дать определение понятий: русло, пойма, долина;

4)  показать коренные берега;

5)  есть ли озера в долине Каи?

6)  как эти озера называются? (Озера старицы.)

7)  Какого происхождения эти озера, как они образовались?

Точка наблюдения № 5. Устье р. Каи: 

 

Рисунок 4. Определение частей реки

1)  Как называется то место, где река впадает в реку, озеро или море?

2)  Какой приток Иркута р. Кая?

3)  Зарисовать вид устья сверху.

4)  Определить по компасу направление течения р. Каи.

Точка наблюдения № 6. Русло р. Иркут. В 200 м от санатория, правый берег Иркута.

Иркут — приток р. Ангары. Существует много толкований происхождения названия р. Иркут. От монгольского слова эркэу (эр-ку), или эршэ — сила, энергия; от бурятского глагола эрьехэ — крутиться, вертеться, поворачиваться, связанных с излучиной у горы Ыркузун, от слов эрэ хун — мужчина, эрэ худ (эрэхуд) — мужчины, мужской люд. Существует легенда о том, что уцелевшие от гибели при переправе через эту реку мужчины осели в долине, которую затем назвали рекой мужчин — Эрэхуды-гол (Эрхуд-Иркут). По другому бурятскому сказанию было три брата: Аха (р. Ока) — старший (т.е. крупная река Восточного Саяна), Эрху (р. Иркут) — средний, капризный, избалованный (т.е. река с капризным режимом) и Ииэ (р. Ия) — младший (т.е. малая река). Все эти расшифровки - плод ложной этимологии.

Близко к действительности объяснение, связывающее происхождение названия Иркут с этнонимом Ырху: как написано в орхонских надписях VIII вв., в Саянах и Прибайкалье обитало племя байырху (или Ырху), потомки которого сохранились в виде многочисленных родов (иркит, игрит, иркыт, ырху) среди бурят, тувинцев, алтайцев и других современных народов, (http://nature.baikal.ru/text/shtml&id=113&sec=12).

Вопросы:

  1. Что такое русло?
  2. Как определяют направление течения и названия берегов?
  3. Покажите, какая часть долины затопляется?
  4. Сколько террас на правом и левом берегах долины? Определите их границы.

Правые притоки р. Иркут (Быстрая, Кынгарга, Зун-Мурин и др.) берут начало с Хамар-Дабана. Река Иркут образуется при слиянии Черного, Белого и Среднего Иркута (истоки в Восточном Саяне), имеет горный характер. По Тункинской долине до Иркутска течет в равнинных условиях. Стоим мы на крутом берегу. Коренной берег левый - гряда невысоких холмов, имеющих плоскую водораздельную линию. Правый берег крутой, имеет семь террас. Самая древняя - верхняя, нижняя - молодая.

Таблица 1 

Номер террасы

Угол наклона террас (в градусах)

1

- 3,5°

2

15°

3

22,5°

4

24°

5

16,5°

6

15°

Какую работу сейчас проделывает река? (Подмывает крутой берег, оставляет наносы на пологом берегу.)

Откуда эта река получает воду? (Ключи, притоки, дождь, снег.)

Точка наблюдения № 7. Берег р. Иркут, район курорта «Ангара».

Сориентируйтесь на местности. Определите направление течения р. Иркут.

Осмотрите местность и скажите, как можно назвать такую форму поверхности.

Проследите за углублением поверхности, определите его основное направление и назовите это вытянутое в длину углубление, которое выработала р. Иркут (долина).

Покажите рукой берега долины, находящиеся на уровне окружающей поверхности (коренные берега).

Найдите линию горизонта (закрытый, открытый горизонты).

Точка наблюдения № 8. На территории курорта «Ангара».

Центральный корпус курорта «Ангара». Построен в 1901 г. по проекту городского архитектора А.И. Кузнецова, на пожертвования почетных граждан Иркутска.

С 1924 г. в здании размещалась туберкулезная здравница, а в 1932 г. был организован физиотерапевтический институт. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь работал военный госпиталь, в послевоенные годы открыли санаторий.

Теперь это здание - памятник истории и культуры, ему более 100 лет. В нем расположены административный корпус курорта «Ангара», кафедра физиотерапии, диагностические лаборатории и некоторые лечебные помещения.

В конце экскурсии отметить сезонные изменения в растительном и животном мире, провести конкурс стихов, пословиц, поговорок об осени.

Рисунок 5. Подведение итогов экскурсии

Домашнее задание. Отчет об экскурсии оформить в тетради. 

Автор: Бавкум Людмила Александровна

учитель географии

МАОУ г. Иркутска СОШ № 63

Иркутской области