Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Сценарий экологической прогулки в средней группе для детей с ОНР

по теме: «Мы идем искать весну»

(Образовательная программа Н.В. Нищевой «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической  группе для детей с ОНР с 4 до 7 лет», парциальная  программа С.Н. Николаевой « Юный эколог»)

Интеграция   образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цели:

  • учить наблюдать сезонные изменения в  природе, формировать знания о взаимосвязи явлений, происходящих в неживой природе,
  • уточнить и расширить представления о ранней весне и её признаках,
  •  активизировать словарь по теме »Весна», развивать связную речь, мыслительные операции при отгадывании загадок,
  • совершенствовать   грамматический строй речи,  творческое воображение, 
  • помочь детям сформировать интерес к познанию окружающей среды,
  • совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Планируемые результаты:

  • приобретение дошкольниками знаний о признаках ранней весны,  о взаимосвязи, происходящих в неживой природе,
  • развитие ценностных  отношений к окружающей  среде. 

Дидактическое оснащение: картинка грача с письмом, зеркала, маска – шапочка совы, пакет с ленточками, верёвочками, кусочками меха, плакат «Берёзкины слёзки», мяч.

Содержание образовательной деятельности детей.

1. Организационный момент. Воспитатель с детьми выходят на улицу.  На цветнике сидит грач с письмом.

- Ребята, посмотрите, нас встречает гость. Кот это?  (грач)

- Грач принёс нам письмо, но от кого же оно? Давайте посмотрим (воспитатель открывает письмо). Здесь загадка, отгадав её, мы узнаем, кто его написал.

Я раскрываю почки в зелёные листочки,                                                                                   

Движением полна, зовут меня… (весна)                

- Да, ребята, есть такая примета «Грач на горе, весна на дворе».

- Весна пришла к нам на улицы, шагает по дорожкам, тропинкам. А вы  видели  её?  Я предлагаю  найти весну на нашем участке, ведь гуляя, она оставила свои следы.  Итак, вы готовы искать весну? Тогда строимся парами и идём на участок.

2. Разведка весенних примет  (дети пришли на участок)

- Дети, скажите, что же изменилось в природе, почему можно считать, что пришла весна?             

         (солнце стало светить ярче и греть сильнее)

- Посмотрите на солнышко и скажите, какое оно?

         (круглое, яркое, тёплое, жёлтое…)

- Закройте глазки и почувствуйте тепло его лучей (дети закрывают глаза, воспитатель читает стихи):

                 Солнце вышло из-за тучки, протянуло  солнце ручки.

                 Ручки солнышка -  лучи, так нежны и горячи.

3. А теперь поиграем с солнечным лучиком. Игра с зеркальцем.

             « Скачет зайчик по стене и подмигивает мне.

              Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке.

              1, 2, 3, 4, 5 -  мы идём тебя искать».   (дети ловят солнечного зайчика)

- Ребята, как изменился снежный покров с наступлением весны? (снег таит, он стал грязный, рыхлый)

- Как называются места, на которых растаял снег? (проталины)

- Давайте найдем проталинки на нашем участке.

- Почему они появляются не везде? (в тени снег таит медленнее)                                                               

- Давайте присядем и посмотрим, что можно увидеть на проталинке? (маленькая травка, цветочки)

- Как называются эти цветы? (подснежники)

- Какие они? (нежные, красивые, слабые, белые)

- Давайте послушаем. О чём нам шепчет  травушка-муравушка?

                      « Притоптали меня, травушку,

                      Притоптали меня, зелёную.

                      Да всё детушки, да всё малые,

                      На полянке  гуляючи, бегая, играючи».

- Очень  жалко травку. Когда травка зеленеет, вокруг красивее,  и воздух чище, и пыли нет. По газонам бегать нельзя. А как часто бывает, что вдоль дорожек трава затоптана. А вы умеете ходить по дорожкам, не наступая на траву?

- Я предлагаю вам пройти по узкой дорожке друг за другом, не наступая на границы.

4. Игровое задание «Пройти по тропинке».   

- Наша дорожка привела нас к следующему следу весны.

Висит за окошком кулёк ледяной,                                                                                            

Он   полон капели и пахнет весной.  (сосулька)

- Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне участка. Есть такая примета: длинные сосульки - к долгой весне. А какие наши сосульки? Значит, какой будет весна? (сосульки короткие, значит, весна будет быстрой)

5. А теперь встанем в круг и поиграем в «Весняночку». Игра «Веснянка».

         Солнышко, солнышко,                   (дети идут по кругу, взявшись за  руки)           

         Золотое донышко                  

         Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                    (бегут по кругу на носочках)

Прилетело сто грачей.                    (бегут, взмахивая руками, как крыльями)                                                                   

А  сугробы тают, тают,                     (медленно приседают)

А цветочки подрастают.                   (тянутся вверх, подняв   руки)        

- А теперь отгадайте загадку:

- Зелёные лоскутки - повисли на прутки (ветка с листочками). Давайте внимательно посмотрим на веточки.

- Что вы видите? (почки). Что происходит с ними весной? (набухают, лопаются, раскрываются).

- Правильно, дети. Весной природа оживает, просыпается после зимнего сна.

                       Вот и ласточка спешит на родную землю.

                       Ласточка примчалась из-за бела моря,

                       Села и запела: «Как февраль не злися,

                       Как ты, март, не хмурься,

                      Будь хоть снег, хоть дождик,

                      Всё весною пахнет».

6. Дыхательные упражнения.

- Я вам предлагаю понюхать весенний воздух. Посмотрите, как это делаю я:    глубокий вдох, медленный выдох; несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом: »АХ» ( дети повторяют несколько раз).

- Скажите, какой же воздух весной? (свежий, тёплый, ароматный…)

- Не  только ласточки, но другие птицы возвращаются на родину весной. Давайте назовём их (грачи, скворцы, аисты, жаворонки). У птиц начинаются весенние заботы – они вьют и поправляют старые гнёзда.

                Сухие прутики, солому,  кусочки мха они несут,

                Всё пригодится им для дома,

                Чтоб для птенцов создать уют.

7. Трудовая деятельность детей.

- Мы с вами собрали верёвочки, ленточки, камушки, кусочки меха, палочки, чтобы помочь птицам в сборе материала.  Все эти предметы мы разложим на столе и будем наблюдать, какие птицы прилетят, и что они унесут с собой.

Представьте, что вы птицы, предлагаю поиграть в игру «Совушка».

8. Подвижная игра «Совушка».

- Вставайте в круг и выберем водящего.

                  «Тили-теле», птички пели,

                  Взвились – к лесу полетели.

                  Стали птички гнёзда вить,

                  Кто не вьёт, тому водить

Дети изображают насекомых, птичек.. По сигналу «День» дети бегают, на сигнал «Ночь» замирают, останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Совушка забирает тех, кто пошевелиться. Игра повторяется.

- Теперь отгадайте, куда мы пойдём дальше.

Воспитатель читает загадку:

                Она весну встречает, серёжки одевает,

                Накинула на спинку зелёную косынку.

               А платьице в полоску,  мы узнали …(березку).

- Давайте подойдем к ней.

9. Экологическая игра (акция) «Берёзкины слёзки»

Ребята, весной берёзки иногда плачут. Посмотрите на этот плакат, который нам оставила весна. Что на нем изображено (дети рассказывают содержание плаката). Воспитатель обобщает ответы детей: Весной деревья просыпаются, и по стволам, веткам начинается сокодвижение. Некоторые взрослые делают надрезы ножом на стволе дерева, подвешивают  бутылки и  собирают сок. Сбор берёзового сока приносит серьёзную угрозу берёзке, и каждый должен позаботиться о ней.

- Как  мы с вами можем позаботиться о берёзке? (замазать ранку, пожалеть, рассказать родителям о берёзкиных слёзках, охранять её).

10. Итог прогулки.

- Ребята, мы искали с вами весну. Расскажите, где же мы её встретили.

(Весна была на проталинке. Весну почувствовали в солнышке. Весна коснулась сосулек. Весна разбудила почки. Весной пахнет в воздухе. Весна возвращает птиц домой. Весна защищает берёзку. Весна везде)

Игра с мячом.  (сравнение весенних и зимних признаков).

Воспитатель  приглашает  детей поиграть с мячом и закончить предложения.

Зима ушла, а весна -…пришла.

Зима холодная, а весна -… тёплая.

Зимой сугробы высокие, а весной -… низкие.

Зимой ветер злой, а весной -… ласковый.

Зимой солнце низко, а весной -… высоко.

Зимой дни короткие, а весной -… длинные.

Зимой небо пасмурное, а весной -… ясное.

Всё правильно, мы – молодцы!

Автор: Балантаева Елена Юрьевна

                                                             МБДОУ № 43 комбинированного вида

г. Тулы Тульской области