Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Конспект непосредственно-образовательной деятельности,

проводимой на открытом воздухе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Знакомство со свойствами воздуха»

Программное содержание:

- познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни человека

- воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность

- развить воображение, умение высказывать свои мысли.

Методические приемы:

- рассматривание картин с изображением природы и дома

- сюрпризный момент (приход персонажей Незнайки и Знайки)

- проведение серии опытов со свойствами воздуха

- подведение итогов

Материал и оборудование: воздушные шары на каждого ребёнка, резиновые пищащие игрушки, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребёнка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты, длинная линейка, стол, газетный лист, Знайка, Незнайка. Иллюстрации: рисунок дома – природы и обычного дома.

Предшествующая работа: серии бесед и рассказов о воздухе, чтение познавательной литературы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности. 

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают) На обоих рисунках много незавершённого, пустого места. Почему?  (И в нашем обычном доме и в доме-природы есть воздух, мы им дышим).

И сегодня мы с вами поговори о воздухе. Поможет нам в этом учёный по имени Знайка.  Как вы думаете, почему его так зовут? Давайте позовём его, поговорим, ведь он столько всего знает!

Приходит персонаж Знайка.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: чем мы с вами дышим? Давайте сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.  Как вы думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей). Но что такое воздух?

Знайка задумывается, а в это время появляется Незнайка.

Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня – знаменитого Незнайку не зовёте? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.

Воспитатель: Оставайтесь оба, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.

Незнайка:  О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

Знайка:  Погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Незнайка: Знаю, знаю! (Передразнивает). Это твоё любимое слово. А я тебе не верю! Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть!

Знайка: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Ответы детей). Воздух - прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в нашем окружении (стёкла в детском саду, стёкла стакана, банки). А теперь пойдём вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты. 

Опыт №1

Знайка: (Берёт в руки стакан). Как вы считаете, ребята, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (Ответы детей)

Незнайка: Что ты пристал к нам со своим стаканом? Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальём.

Знайка:  (загадочно улыбается) Говоришь, нет ничего в моём стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. (На столе  на каждого ребёнка банка с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторить его действия)

Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан нужно держать очень прямо)

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждает это с ребятами). В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 

Опыт №2

Знайка  предлагает снова опустить в банку с водой стакан, но теперь держит его не прямо, а чуть наклонив.

Что  появляется в воде? (Дети отвечают) Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух - прозрачный, невидимый) Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха.

Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всем руководить. (Берёт стакан и пускает в него соломинку). Давайте поиграем в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я ещё придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие разноцветные и летают!

Знайка:  И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: Каждому ясно - мыло.

Знайка:  Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей  - воздух).

Знайка спрашивает детей, чем они дышат (носом).

Знайка:  А животные? А как дышат растения? (Через дырочки в листьях - устьица) Просит детей подышать.

А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает? (Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать). Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой не улице дышишь – пар идёт изо рта. Это значит, мы дышим.

Опыт №3

Незнайка: Так, теперь всё понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках! Они так и называются  -  воздушные.

Знайка:  Молодец, Незнайка!  Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.

Воспитатель даёт детям по шарику. Все вместе размышляют, как лучше надувать.

Воспитатель: Если сильно надуть, шарик может лопнуть. Почему? Весь воздух не поместиться. Так что главное – не перестараться.

Сжимаемость воздуха. Надуть воздушный шарик и отпустить, не завязав его. Воздух с силой вырывается из шарика, он был сжат там. 

Опыт №4

Расширение воздуха при нагревании.

Заранее поставить бутылку в холодильник, в момент проведения опыта достать её, надеть шарик на горлышко и закрепить его. Через некоторое время шарик надуется.

Холодный воздух при нагревании расширяется.

Опыт №5

Положить линейку на край стола так, чтобы половина её свисала. Сложить лист в четыре раза и положить на тот конец  линейки, который лежит на столе. Стукнуть пальцем по свисающему концу линейки и наблюдать за поведением листа (он подскочит).  Развернуть газетный лист и накрыть им лежащую на столе часть линейки. Повторить эксперимент. Лист всего лишь чуть-чуть приподнимется.

Развёрнутому листу труднее преодолеть давление воздуха.

Знайка, Незнайка и дети играют в игру «Выбери игрушку»

Дети выбираю игрушки, в которых есть воздух.

Знайка:  Незнайка, ты всё перепутал! Ребята, давайте ему поможем.

Незнайка:  Ребята, теперь я понял, что воздух везде вокруг нас.

Воспитатель:  Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю вам ещё и услышать его. Как можно это сделать?

Опыт №6

Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что вы слышите? (Звук) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги)  к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит) Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Опыт №7

Дети по желанию выбирают духовые инструменты (дудочки, трубу, свистки). И свистят.

Воспитатель: Ребята, откуда берётся свист и звук?  Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получается звуки, в отличие от свиста – музыкальные.  А как люди используют «голос» воздуха?  Кто слышал гудок? Для чего он нужен? (Гудок тепловоза, паровоза)

Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются и царит вечное безмолвие.

Итак, ребята, когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдыхают воздух.

Автор: Кашихина Нина Владимировна

                                                          воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 127 «Малышка»

присмотра и оздоровления»

г. Чебоксары Чувашской Республики