Конспект непосредственно-образовательной деятельности,
проводимой на открытом воздухе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство со свойствами воздуха»
Программное содержание:
- познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
- воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность
- развить воображение, умение высказывать свои мысли.
Методические приемы:
- рассматривание картин с изображением природы и дома
- сюрпризный момент (приход персонажей Незнайки и Знайки)
- проведение серии опытов со свойствами воздуха
- подведение итогов
Материал и оборудование: воздушные шары на каждого ребёнка, резиновые пищащие игрушки, банка с водой, стаканчики с водой и соломинками на каждого ребёнка; свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты, длинная линейка, стол, газетный лист, Знайка, Незнайка. Иллюстрации: рисунок дома – природы и обычного дома.
Предшествующая работа: серии бесед и рассказов о воздухе, чтение познавательной литературы.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рисунок дома-природы и обычного дома. Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают) На обоих рисунках много незавершённого, пустого места. Почему? (И в нашем обычном доме и в доме-природы есть воздух, мы им дышим).
И сегодня мы с вами поговори о воздухе. Поможет нам в этом учёный по имени Знайка. Как вы думаете, почему его так зовут? Давайте позовём его, поговорим, ведь он столько всего знает!
Приходит персонаж Знайка.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Хочу спросить вас: чем мы с вами дышим? Давайте сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхаем? (Ответы детей). Но что такое воздух?
Знайка задумывается, а в это время появляется Незнайка.
Незнайка: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Почему меня – знаменитого Незнайку не зовёте? Я ведь столько всего знаю, даже представить трудно.
Воспитатель: Оставайтесь оба, мы всем гостям рады. Давайте все вместе поговорим о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?
Знайка: Погоди, Незнайка! Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Незнайка: Знаю, знаю! (Передразнивает). Это твоё любимое слово. А я тебе не верю! Ты мне докажи, что этот самый воздух вот сейчас есть!
Знайка: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Ответы детей). Воздух - прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдём прозрачные предметы в нашем окружении (стёкла в детском саду, стёкла стакана, банки). А теперь пойдём вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты.
Опыт №1
Знайка: (Берёт в руки стакан). Как вы считаете, ребята, этот стаканчик пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (Ответы детей)
Незнайка: Что ты пристал к нам со своим стаканом? Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальём.
Знайка: (загадочно улыбается) Говоришь, нет ничего в моём стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим. (На столе на каждого ребёнка банка с водой и стаканчики. Знайка предлагает ребятам повторить его действия)
Знайка переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан нужно держать очень прямо)
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждает это с ребятами). В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт №2
Знайка предлагает снова опустить в банку с водой стакан, но теперь держит его не прямо, а чуть наклонив.
Что появляется в воде? (Дети отвечают) Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух - прозрачный, невидимый) Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха.
Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Теперь я буду всем руководить. (Берёт стакан и пускает в него соломинку). Давайте поиграем в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! А я ещё придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они такие разноцветные и летают!
Знайка: И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно - мыло.
Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей - воздух).
Знайка спрашивает детей, чем они дышат (носом).
Знайка: А животные? А как дышат растения? (Через дырочки в листьях - устьица) Просит детей подышать.
А как узнать, что человек дышит, а не просто рот открывает? (Просит поднести ладошку ко рту, затем к носу и подышать). Что вы чувствуете? Ладошке тепло от вашего дыхания. А когда зимой не улице дышишь – пар идёт изо рта. Это значит, мы дышим.
Опыт №3
Незнайка: Так, теперь всё понятно. Я даже придумал, где можно найти много воздуха сразу – в шариках! Они так и называются - воздушные.
Знайка: Молодец, Незнайка! Мы как бы ловим воздух и запираем в воздушном шарике.
Воспитатель даёт детям по шарику. Все вместе размышляют, как лучше надувать.
Воспитатель: Если сильно надуть, шарик может лопнуть. Почему? Весь воздух не поместиться. Так что главное – не перестараться.
Сжимаемость воздуха. Надуть воздушный шарик и отпустить, не завязав его. Воздух с силой вырывается из шарика, он был сжат там.
Опыт №4
Расширение воздуха при нагревании.
Заранее поставить бутылку в холодильник, в момент проведения опыта достать её, надеть шарик на горлышко и закрепить его. Через некоторое время шарик надуется.
Холодный воздух при нагревании расширяется.
Опыт №5
Положить линейку на край стола так, чтобы половина её свисала. Сложить лист в четыре раза и положить на тот конец линейки, который лежит на столе. Стукнуть пальцем по свисающему концу линейки и наблюдать за поведением листа (он подскочит). Развернуть газетный лист и накрыть им лежащую на столе часть линейки. Повторить эксперимент. Лист всего лишь чуть-чуть приподнимется.
Развёрнутому листу труднее преодолеть давление воздуха.
Знайка, Незнайка и дети играют в игру «Выбери игрушку»
Дети выбираю игрушки, в которых есть воздух.
Знайка: Незнайка, ты всё перепутал! Ребята, давайте ему поможем.
Незнайка: Ребята, теперь я понял, что воздух везде вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, вам удалось увидеть и поймать воздух – невидимку. Предлагаю вам ещё и услышать его. Как можно это сделать?
Опыт №6
Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко. Что вы слышите? (Звук) Теперь приложите край листочка тонкой бумаги (можно фольги) к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук. Что происходит? (Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит) Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.
Опыт №7
Дети по желанию выбирают духовые инструменты (дудочки, трубу, свистки). И свистят.
Воспитатель: Ребята, откуда берётся свист и звук? Что делает артист, играющий на духовых инструментах? Он дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получается звуки, в отличие от свиста – музыкальные. А как люди используют «голос» воздуха? Кто слышал гудок? Для чего он нужен? (Гудок тепловоза, паровоза)
Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются и царит вечное безмолвие.
Итак, ребята, когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух. Некоторые музыкальные инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдыхают воздух.
Автор: Кашихина Нина Владимировна
воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 127 «Малышка»
присмотра и оздоровления»
г. Чебоксары Чувашской Республики
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)