Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

НОД по экологическому воспитанию  в подготовительной группе

 «Поляна здоровья»

в рамках выполнения рабочей программы

«Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями»

Программные задачи по образовательным областям

Познание

  • Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями и их целебными свойствами (подорожник, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха, мята, лопух, календула, василек, зверобой, береза, клен, тополь, липа, каштан, ель).
  • Учить устанавливать связь между растениями и окружающей средой: почвой, водой, солнцем.
  • Формировать умение и желание активно защищать и любить природу.

Здоровье

  • Формировать представление детей о здоровом образе жизни.
  • Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

Труд

  • Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным.
  • Вызвать желание у детей изготовить своими руками подарки растениям.

Художественное творчество

  • Формировать эстетическое отношение к явлениям живой природы.
  • Воспитывать желание любоваться красотой природы и передавать ее в стихах, песнях, рисунках.

Чтение художественной литературы

Развивать интерес к познавательной литературе.

Коммуникация

Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым.

Материалы и оборудование

  • Письма с заданиями от травницы бабушки Лукерьи.
  • Подарки, сделанные руками детей (цветы из пластиковых стаканчиков).
  • Кукла «врач»
  • Чай, приготовленный из разных трав (ромашка, календула, мята, липа).
  • Наряженное дерево на участке.

Предварительная работа

Написать письма от травницы Лукерьи. Подготовить материал для проведения дидактических игр.

Ход

Дети направляются к «Поляне здоровья», воспитатель (читаю  стихотворение)

От рассвета до рассвета

По лугам гуляет лето

По полям, да по оврагам

Мерит даль неспешным шагом.

Босиком в простой рубахе,

В рукавах по певчей птахе.

На закатанных штанинах

Не заплаты – сок малины.

А за пазухою прячет

Дождь грибной, да луч горячий.

Воспитатель (обращаюсь к детям)

Ребята, нас пригласила на «Поляну здоровья» хозяйка поляны травница бабушка Лукерья. Она прислала нам следующее письмо (зачитываю): «Дорогие ребята, приглашаю вас попутешествовать по моей поляне. Мои верные друзья травы и деревья прислали вам свои просьбы-задания. Постарайтесь найти эти письма и выполнить задания. Я буду за вами наблюдать. Мы обязательно встретимся, вас ждет сюрприз. Желаю удачи. Бабушка Лукерья».

Воспитатель (обращаюсь)

- Вы готовы, дети?

Дети (да)

Воспитатель

- Давайте поищем первое письмо. (Дети находят первое письмо под подорожником).


 

Задание 1

Скороговорку повторить, да ни разу не сбиться.

Около кола вьюн да хмель вьются на плетень, вьются, плетутся, заплетаются (три-четыре ребенка повторяют).

Задание 2

Рассказать о растении подорожник. Рассказ ребенка: «У подорожника жесткие листья, упругий стебель, сильный корень, который глубоко уходит в землю. В июне у корня из листьев выходит высокий стебель, на нем позже созреют семена, похожие на колосок. Это медоносный стебель. Трава подорожник помогает при порезах, ранках. Лист подорожника надо сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник называют скорой помощью, аптекой у дороги».

Дети находят другие растения, и рассказывают об их целебных свойствах.  

Золотые головки одуванчиков. Их растет всегда много в одном месте, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. В лечебных целях используют молодые листья, корневища.

Крапива. Также останавливает кровь, заживляет раны. В крапиве много витаминов. 

Мята. Настой и отвар мяты применяют при нервных расстройствах, как обезболивающее и противовоспалительное средство. Приятный аромат мяты улучшает самочувствие и настроение, снимает усталость и улучшает память.

Лопух. У лопуха крепкий высокий стебель, крупные листья, цветы похожи на серо-розовые комочки, в них маленькие капельки – нектар, он манит пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют его медоносом. Если поранитесь, приложите его к ранке. Если повысилась температура, приложите лист лопуха к голове и прижмите платком. Из лопухов готовят репейное масло.

Вьюнок. Отваром из вьюнков избавляются от бессонницы. Их называют «живые часы»: если пасмурно – они не раскрываются.

Зверобой. Мазь из зверобоя лечит раны, уничтожает глисты.

Мать-и-мачеха. Настой мать-и-мачехи применяют при простуде, гриппе.  При головных болях прикладывают листья к голове.

Ромашка. Из цветов ромашки готовят настой, полощут им горло при простуде и гриппе. Отваром ромашки обрабатывают раны, ожоги. Чай из ромашки с медом на ночь дают детям – сон будет крепким. Полощи ромашкой рот – и зубная боль пройдет.

Календула (ноготки). Применяют при лечении ран, ссадин, ожогов. Настой используют при простудах и как успокаивающее нервную систему.

Воспитатель (хвалю детей за подробный и правильный рассказ о целебных свойствах трав), и предлагаю ребятам игру «На приеме у врача»: нужно помочь кукле-врачу правильно назначить лечение пациентам. Кукла шепчет воспитателю (мне) на ушко несколько вариантов.

  1. Маша порезалась, у нее идет кровь. Дети (марлевую повязку пропитать соком крапивы, приложить к ране, также можно обработать настоем ромашки, календулы).
  2. Ваня простудился, у него болит горло. Дети (полоскать горло настоем ромашки, отваром календулы).
  3. Наталья Ивановна перенервничала на работе, не может успокоиться. Дети (попить настойку мяты, на ночь – настой из одуванчиков).
  4. У Ольги Сергеевны бессонница. Дети (принимать настойку мяты, чай из одуванчиков на ночь).
  5. У Вани пошла кровь из носа. Дети (закапать в нос свежий сок крапивы 3 раза в день и попить отвар ромашки).

Под музыку прилетает бабочка (девочка из подготовительной группы  поет короткую песенку про бабочку и исполняет танец). Воспитатель (благодарю ее) 


Воспитатель (обращаюсь к детям)

- Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых?

Дети отвечают:

- Насекомые прячутся от зорких глаз птиц в траве. Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают к себе в гости насекомых и потчуют их сладким нектаром. Пчелы, бабочки, шмели высасывают нектар прозрачными хоботками. Когда насекомые перелетают с цветка на цветок, опыляют их.

Воспитатель (обращаюсь к детям)

- Какую роль играют травы в жизни птиц?

Дети (птицы клюют семена трав и вьют гнезда в траве, например, жаворонки).

- Какую роль играют травы в жизни диких животных?

Дети (лесные звери – зайцы, медведи, лоси, дикие кабаны любят лакомиться сочными травами).

- Какую роль играют травы в жизни домашних животных?

Дети (для домашних животных коз, лошадей, коров, овец – трава – это основной корм).

Воспитатель (предлагаю детям чай, приготовленный из различных лечебных трав)

Игра «Узнай по вкусу и запаху чай». Дети пьют из одноразовых стаканчиков чай, приготовленный из трав липы, ромашки, мяты, одуванчика.

Воспитатель (обращаюсь к детям).

- Я знаю, вы очень готовились к встрече с лекарственными растениями, своими руками приготовили подарки. Дети рассказывают, как они готовили цветы (астры, тюльпаны и ландыши) из одноразовых стаканчиков.


А потом сажают эти цветы на клумбу. 


Воспитатель (хвалю ребят) и предлагаю им послушать письмо Максима Горького «Сыну»: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее -  цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, всегда приятнее отдать, чем взять». 

Воспитатель (обращаюсь)

- Ребята, а кто из вас хочет поступить так же, как этот мальчик?

Второе письмо находят у дерева клен.

Задание от клена: «Давайте поздороваемся, обнимите меня, померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто же сильнее?»

Дети: «Конечно, клен. Что крепко держит клен в земле?» (корни)

Клен: «А для чего нужны корни мне?» Дети (чтобы воду из почвы пить).

Клен: «А теперь послушайте, как шелестят мои листья». Дети (обнимают дерево и слушают, как шелестят листья).

Ребенок подробно рассказывает о клене.

По соседству дети находят третье письмо под березой.

Дети обнимают березу, рассказывают подробно о любимом дереве русского народа, читают стихотворение о березе «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.

Девочки танцуют «Мы вокруг березки».


Воспитатель (обращаюсь)

- Назовите, какие еще деревья растут на нашем участке?

Дети (липа, тополь, ель, каштаны).

Под музыку приходит бабушка Лукерья.


 

Проводит физкультурную минутку, делает волшебный знак (заколдовывает детей), они становятся «деревьями». Поднятые руки – это ветки, листья – это движения пальцев. Расставленные ноги – это корни. Проведя физкультурную минутку, бабушка Лукерья хвалит детей: «Замечательные деревья выросли на моей поляне», – и снова превращает их в детей и предлагает им подвести итоги, ответив на вопросы.

  1. В какую погоду лучше собирать травы? Дети (в сухую, когда просохнет на растениях роса)
  2. Где лучше собирать травы? Дети (в лесу, в поле)
  3. Где нельзя собирать травы? Дети (в парках, в скверах), потому что на стеблях и листьях растений оседает пыль. У какого растения есть ствол? Дети (у дерева).
  4. Небольшое растение, у которого есть стебель, листья, цветы, семена? Дети (трава).
  5. Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? Дети (цветок).
  6. У какого растения семена летают? Дети (одуванчика).
  7. В каком растении семена находятся в длинных колосках? Дети (подорожник).
  8. Листья какого растения используют весной для приготовления салатов? Дети (одуванчика, крапивы).
  9. Какое дерево сравнивают с богатырем? Дети (дуб).
  10. Что больше всего вам понравилось в сегодняшнем путешествии?

Бабушка Лукерья: «А теперь – мой сюрприз». Бабушка Лукерья ведет детей к нарядной ели и рассказывает о необычных цветочках на дереве. Вручает им конфеты-цветочки.

Литература

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с. – 304 с.

Виноградова Н.Ф., Козлова С.А Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М. Просвещение, 1984.

Бабушкина Т.М. Окружающий мир. Нестандартные занятия. Старшая группа. /Автор-сост. Т.М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с. 

 

Автор: Гутникова Мария Петровна

                                                          воспитатель МБДОУ № 33

детский сад общеразвивающего вида

г. Тулы Тульской области