НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе
«Поляна здоровья»
в рамках выполнения рабочей программы
«Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями»
Программные задачи по образовательным областям
Познание
Здоровье
Труд
Художественное творчество
Чтение художественной литературы
Развивать интерес к познавательной литературе.
Коммуникация
Развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослым.
Материалы и оборудование
Предварительная работа
Написать письма от травницы Лукерьи. Подготовить материал для проведения дидактических игр.
Ход
Дети направляются к «Поляне здоровья», воспитатель (читаю стихотворение)
От рассвета до рассвета
По лугам гуляет лето
По полям, да по оврагам
Мерит даль неспешным шагом.
Босиком в простой рубахе,
В рукавах по певчей птахе.
На закатанных штанинах
Не заплаты – сок малины.
А за пазухою прячет
Дождь грибной, да луч горячий.
Воспитатель (обращаюсь к детям)
Ребята, нас пригласила на «Поляну здоровья» хозяйка поляны травница бабушка Лукерья. Она прислала нам следующее письмо (зачитываю): «Дорогие ребята, приглашаю вас попутешествовать по моей поляне. Мои верные друзья травы и деревья прислали вам свои просьбы-задания. Постарайтесь найти эти письма и выполнить задания. Я буду за вами наблюдать. Мы обязательно встретимся, вас ждет сюрприз. Желаю удачи. Бабушка Лукерья».
Воспитатель (обращаюсь)
- Вы готовы, дети?
Дети (да)
Воспитатель
- Давайте поищем первое письмо. (Дети находят первое письмо под подорожником).
Задание 1
Скороговорку повторить, да ни разу не сбиться.
Около кола вьюн да хмель вьются на плетень, вьются, плетутся, заплетаются (три-четыре ребенка повторяют).
Задание 2
Рассказать о растении подорожник. Рассказ ребенка: «У подорожника жесткие листья, упругий стебель, сильный корень, который глубоко уходит в землю. В июне у корня из листьев выходит высокий стебель, на нем позже созреют семена, похожие на колосок. Это медоносный стебель. Трава подорожник помогает при порезах, ранках. Лист подорожника надо сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник называют скорой помощью, аптекой у дороги».
Дети находят другие растения, и рассказывают об их целебных свойствах.
Золотые головки одуванчиков. Их растет всегда много в одном месте, потому что их семена имеют парашютики, летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. В лечебных целях используют молодые листья, корневища.
Крапива. Также останавливает кровь, заживляет раны. В крапиве много витаминов.
Мята. Настой и отвар мяты применяют при нервных расстройствах, как обезболивающее и противовоспалительное средство. Приятный аромат мяты улучшает самочувствие и настроение, снимает усталость и улучшает память.
Лопух. У лопуха крепкий высокий стебель, крупные листья, цветы похожи на серо-розовые комочки, в них маленькие капельки – нектар, он манит пчел и шмелей, поэтому пчеловоды называют его медоносом. Если поранитесь, приложите его к ранке. Если повысилась температура, приложите лист лопуха к голове и прижмите платком. Из лопухов готовят репейное масло.
Вьюнок. Отваром из вьюнков избавляются от бессонницы. Их называют «живые часы»: если пасмурно – они не раскрываются.
Зверобой. Мазь из зверобоя лечит раны, уничтожает глисты.
Мать-и-мачеха. Настой мать-и-мачехи применяют при простуде, гриппе. При головных болях прикладывают листья к голове.
Ромашка. Из цветов ромашки готовят настой, полощут им горло при простуде и гриппе. Отваром ромашки обрабатывают раны, ожоги. Чай из ромашки с медом на ночь дают детям – сон будет крепким. Полощи ромашкой рот – и зубная боль пройдет.
Календула (ноготки). Применяют при лечении ран, ссадин, ожогов. Настой используют при простудах и как успокаивающее нервную систему.
Воспитатель (хвалю детей за подробный и правильный рассказ о целебных свойствах трав), и предлагаю ребятам игру «На приеме у врача»: нужно помочь кукле-врачу правильно назначить лечение пациентам. Кукла шепчет воспитателю (мне) на ушко несколько вариантов.
Под музыку прилетает бабочка (девочка из подготовительной группы поет короткую песенку про бабочку и исполняет танец). Воспитатель (благодарю ее)
Воспитатель (обращаюсь к детям)
- Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых?
Дети отвечают:
- Насекомые прячутся от зорких глаз птиц в траве. Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают к себе в гости насекомых и потчуют их сладким нектаром. Пчелы, бабочки, шмели высасывают нектар прозрачными хоботками. Когда насекомые перелетают с цветка на цветок, опыляют их.
Воспитатель (обращаюсь к детям)
- Какую роль играют травы в жизни птиц?
Дети (птицы клюют семена трав и вьют гнезда в траве, например, жаворонки).
- Какую роль играют травы в жизни диких животных?
Дети (лесные звери – зайцы, медведи, лоси, дикие кабаны любят лакомиться сочными травами).
- Какую роль играют травы в жизни домашних животных?
Дети (для домашних животных коз, лошадей, коров, овец – трава – это основной корм).
Воспитатель (предлагаю детям чай, приготовленный из различных лечебных трав)
Игра «Узнай по вкусу и запаху чай». Дети пьют из одноразовых стаканчиков чай, приготовленный из трав липы, ромашки, мяты, одуванчика.
Воспитатель (обращаюсь к детям).
- Я знаю, вы очень готовились к встрече с лекарственными растениями, своими руками приготовили подарки. Дети рассказывают, как они готовили цветы (астры, тюльпаны и ландыши) из одноразовых стаканчиков.
А потом сажают эти цветы на клумбу.
Воспитатель (хвалю ребят) и предлагаю им послушать письмо Максима Горького «Сыну»: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе – легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, всегда приятнее отдать, чем взять».
Воспитатель (обращаюсь)
- Ребята, а кто из вас хочет поступить так же, как этот мальчик?
Второе письмо находят у дерева клен.
Задание от клена: «Давайте поздороваемся, обнимите меня, померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто же сильнее?»
Дети: «Конечно, клен. Что крепко держит клен в земле?» (корни)
Клен: «А для чего нужны корни мне?» Дети (чтобы воду из почвы пить).
Клен: «А теперь послушайте, как шелестят мои листья». Дети (обнимают дерево и слушают, как шелестят листья).
Ребенок подробно рассказывает о клене.
По соседству дети находят третье письмо под березой.
Дети обнимают березу, рассказывают подробно о любимом дереве русского народа, читают стихотворение о березе «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.
Девочки танцуют «Мы вокруг березки».
Воспитатель (обращаюсь)
- Назовите, какие еще деревья растут на нашем участке?
Дети (липа, тополь, ель, каштаны).
Под музыку приходит бабушка Лукерья.
Проводит физкультурную минутку, делает волшебный знак (заколдовывает детей), они становятся «деревьями». Поднятые руки – это ветки, листья – это движения пальцев. Расставленные ноги – это корни. Проведя физкультурную минутку, бабушка Лукерья хвалит детей: «Замечательные деревья выросли на моей поляне», – и снова превращает их в детей и предлагает им подвести итоги, ответив на вопросы.
Бабушка Лукерья: «А теперь – мой сюрприз». Бабушка Лукерья ведет детей к нарядной ели и рассказывает о необычных цветочках на дереве. Вручает им конфеты-цветочки.
Литература
Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 168 с. – 304 с.
Виноградова Н.Ф., Козлова С.А Наша Родина: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М. Просвещение, 1984.
Бабушкина Т.М. Окружающий мир. Нестандартные занятия. Старшая группа. /Автор-сост. Т.М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Автор: Гутникова Мария Петровна
воспитатель МБДОУ № 33
детский сад общеразвивающего вида
г. Тулы Тульской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)