Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Технологическая карта урока - экскурсии

 «Жизнь весной»

(5 класс, 1 час в неделю, Автор учебника: В.В. Пасечник  Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.) 

Пояснительная записка

При составлении плана – маршрута экскурсии предусмотрено посещение мест с различной  растительностью, чтобы показать учащимся особенности пробуждения природы в различных биоценозах и найти причины различных фаз развития растений. Предусмотрены 4 остановки:

  • Остановка № 1  «Школьный стадион»
  • Остановка № 2 «Школьный участок»
  • Остановка № 3 «Школьный сад»
  • Остановка № 4 «Болото».

Протяженность экскурсионного маршрута не превышает 1 км. На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение различных видов работ. Одна из работ учащихся направлена на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Она выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу. На каждой остановке учитель проводит беседу о признаках весны и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Учащиеся пятого класса работают по заданиям, не более 10 минут, затем им предлагают перейти на новое место.

Так как сборы растений запрещены, наблюдения, описания, фотографирование,  зарисовки, определения становятся ведущими видами самостоятельной работой учащихся на экскурсии.

На предыдущем уроке  с учащимися проводится беседа об охране природы, учащиеся знакомятся с охраняемыми растениями и животными весенней флоры и фауны. В кабинете учащиеся оформляют стенд «Растения и животные под охраной закона», где с учетом принципа сезонности помещены изображения охраняемых растений и животных Омской области. Необходимой частью перед экскурсией на предыдущем уроке является беседа о жизни растений осенью, зимой, весной: особенности развития природы в соответствии с погодными условиями. Жизнь деревьев, кустарников, однолетних и многолетних растений весной.

Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения.

Тип урока: урок-экскурсия, применения полученных знаний, отработки  коммуникативных умений.

Результаты деятельности:

  1. Личностные результаты (ЛР): проявлять патриотизм к малой Родине, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Осознавать себя жителем села Неверовка. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, формировать уважение к личности.
  2. Метапредметные  результаты: учащиеся самостоятельно приобретают практические умения, организуют свою познавательную и коллективную деятельность.
  3. Развиваемые УУД:

Личностные УУД: сохранять  мотивацию к учебной деятельности, развивать способность к самооценке, формулировать собственную точку зрения по проблеме.  Познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, и с красотой пробуждающейся природы, с вопросами охраны природы. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Коммуникативные УУД: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование цели,  развивать у  учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и  кустарниковых растений; научить определять раннецветущие растения; формирование ответов на вопросы учителя. Убедить учащихся бережно относиться к весенним первоцветам; учить не только  пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.

Остановки

Встречаемые объекты

Явления природы

живой природы

неживой природы

Школьный стадион

 

 

 

Школьный участок

 

 

 

Школьный сад

 

 

 

Болото

 

 

 

Звено №                    ответственный

 

Приложение № 2

Индивидуальное задание

Интересная информация: По-славянски май означает травень, травный. Земля покрывается изумрудной зеленью и цветами. Каждый майский день увеличивает число цветущих растений, оживающих насекомых,  перелетных птиц. 

1. Сфотографируйте растение, оживающих насекомых,  перелетных птиц. 

В начале мая цветут осина, черемуха, в середине мая – мая береза, ясень, в конце мая дуб, рябина. 

2. Зарисуйте, сфотографируйте цветущие деревья. 

В конце мая поведение птиц резко меняется. Птицы занимают отдельные участки, строят гнезда, откладывают яйца, воспитывают птенцов. 

3. Можно ли сфотографировать гнездо птиц?  Почему?

4. Можно ли сфотографировать кладку яиц в гнезде птиц?  Почему? 

Интересная информация: Апрель – латинское название априлис, что означает открывать. В апреле на деревьях и кустарниках  распускаются почки. Первой из деревьев распускается ольха. 

5. Встречается в нашей местности ольха?

6. Что Вас удивило в ходе экскурсии? 

Примечание: ответы на вопросы записать в рабочую тетрадь.

 Приложение № 3

Отчет по экскурсии

дата

Звено № 

1. Встречаемые объекты:  живой природы________________________ 

(кол-во)                       неживой природы_______________________ 

2. Сколько метров до первого антропогенного загрязнения: 

школьного стадиона___________ 

школьного сада________________ 

школьного участка_____________ 

остановки  «Болото»____________ 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________

3. Найдите и опишите красивый уголок природы, пользуясь выдержками из художественной литературы. 

________________________________________________________________________________________________________ 

4. Какое растение Вы хотели бы посадить на школьной территории?_________________________________________________________________________________________________________

5Куда бы Вы хотели сходить на экскурсию на уроках биологии и географии?_________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите направление ветра на территории: 

школьного стадиона___________ 

школьного сада_______________ 

школьного участка____________ 

остановка  «Болото»____________ 

Вывод:__________________________________________________________________________________________________ 

7. Что Вы узнали нового на экскурсии?________________________________________________________________________________________________________ 

Члены группы:          1_______________________    2_________________ 

                                3_______________________    4_________________ 

                                5_______________________    

Автор: Лаврович Анна Николаевна

учитель МОУ «Неверовской СОШ»

Таврического района Омской области