Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Алгоритм организации самоуправления в коллективе

Основные условия развития самоуправления

Существует ряд условий, обеспечивающих успешное развитие ученического самоуправления. Они вытекают из тех макаренковских правил, которые сегодня приняты на вооружение коммунарской методикой. Вот эти правила:

  • Воспитание детей должно осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни.
  • Жизнь детского коллектива – не подготовка к будущему, а полноценное явление сегодняшней общественной жизни.
  • Детский коллектив не может существовать без постоянного движения вперед.
  • Детский коллектив не может двигаться вперед без систематического анализа своей деятельности.
  • Управлять детским коллективом, стоять над ним, невозможно. С коллективом надо слиться, раствориться в нем.

Основные воспитательные функции - первичному коллективу.

Вся воспитательная деятельность имеет смысл и положительные результаты только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок, т.е. каждый является субъектом воспитания.

Условия развития самоуправления взаимосвязаны. Перечислим основные условия развития самоуправления учащихся:

  • Психолого-педагогическая грамотность руководителя, его безусловная компетентность в вопросах самоуправления
  • Наличие системы в организации самоуправления
  • Создание целостной системы самоуправления
  • Наличие коллективной общественно значимой цели
  • Осознание учащимися необходимости достижения коллективной цели
  • Наличие органов самоуправления
  • Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу: каждому делу – свой организатор
  • Определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели
  • Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
  • Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся
  • Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержки и помощи со стороны руководителя
  • Добровольности участия школьников в самоуправленческих акциях, проявление инициативы и творчества при организации деятельности
  • Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности
  • Последовательное увеличение числа активных участников всех управленческих процессов
  • Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления

Данные условия опираются на ряд принципов организации самоуправления, которые выражаются в следующих положениях:

1. Принцип демократического централизма.

Означает выборность всех руководящих органов самоуправления снизу доверху; периодическую отчетность рабочих органов самоуправления общему собранию, вышестоящим органам самоуправления; обязательность решений высших органов для низших; коллективность в работе всех органов самоуправления; личную ответственность каждого за выполнение своих обязанностей; требует строгой дисциплины, выполнения Устава, правил для учащихся, кодекса прав и обязанностей ученика.

2. Принцип педагогического содействия.

Заключается в том, что педагогический коллектив посредством педагогов-консультантов через общешкольные органы ученического самоуправления, классные руководители через совет представителей класса осуществляют педагогическое влияние на всех учащихся школы, учат их методике организации и управления, помогая тем самым развитию общешкольного коллектива. При этом формы помощи учащимся в организации самоуправления и коллективной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это и передача собственного организационного опыта, занятия в школе актива, консультации, инструкции, положения, выступления на собраниях, участие в коллективном планировании, анализе и т.д.

3. Принцип  конкретной  предметной деятельности  органов ученического самоуправления

Требует реальной, а не фиктивной организации самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления, который живет и развивается, нет деятельности - не может быть и органа самоуправления. Коллектив создает органы самоуправления либо под традиционную деятельность, либо под ту, которую необходимо развивать в коллективе, исходя из роста.

4. Принцип единого планирования.

Заключается в том, что в планах воспитательной работы школы, руководителя, общественных организаций, классных и школьных родительских комитетов учитываются возможности всех первичных детских коллективов с тем, чтобы все учащиеся школы при реализации планов были вовлечены в разностороннюю общественно-полезную деятельность. Педагоги, родители, общественные ученические организации, стимулируют таким образом активность учащихся, формируют у них ответственность за решение коллективных задач и целей, способствуют развитию и укреплению общешкольного коллектива.

5. Принцип развития инициативы и самодеятельности учащихся.

Заключается в том, что педагоги-консультанты, руководители учат детей самоорганизации, стимулируют инициативу и самодеятельность самих учащихся, а не подменяют их в решении вопросов коллективной жизни и деятельности.

6. Принцип преемственности и сменяемости актива.

Заключается в установлении товарищеской взаимосвязи старших учащихся с младшими в работе соответствующих разновозрастных комиссий, штабов и советов, где младшие учатся у старших, старшие готовят себе смену. Сменяемость обеспечивается тем, что один раз в течение года у учащихся сменяются «должности», а так же происходит многократное в течение каждого месяца участие в разнообразных видах общественно полезной деятельности. При этом занятие «руководящей должности» сочетается с «рядовой», т.е. если учащийся избран в общественный орган руководителем, то в классном коллективе, к примеру, он входит в тот или иной орган как рядовой член, а не руководитель этого органа. Таким образом, формируются умения и руководить, и подчиняться одновременно.

7. Принцип единства прав и обязанностей учащихся.

Означает сочетание их общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления. В основе деятельности лежат при этом общественно значимые мотивы: долг, интересы коллектива, товарищей, школы.

Несмотря на общие принципы, общую логику развития самоуправления, действия любого руководителя глубоко индивидуальны. И эта индивидуальность всегда была озарена творческим подходом к общению с детьми и воспитанию у них лучших человеческих качеств.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач

2. Определение целей и задач на новый период

3. Планирование действий руководителя; коллективное планирование: определение содержания работы коллектива на новый период

4. Определение форм и методов работы

5. Организация коллективной деятельности

6. Самоконтроль, коллективный контроль над решением задач самоуправления, реализация планов работой актива, оперативный анализ деятельности

7. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности

8. Регулирование деятельности и отношений в коллективе

9. Разработка перспектив развития самоуправления

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ: СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫБОРЫ

Кандидатами могут выдвигаться учащиеся 8-11 классов. Кандидат представляет в оргкомитет:

  • Программу;
  • Автобиографию со своими личными достижениями.

План проведения выборов:

Президентская кампания:

Выбор кандидатов от классов;

Представление программ кандидатов в президенты оргкомитету школы;

Образование инициативных групп для поддержки кандидатов (газеты, плакаты, устная агитация в классе);

Проведение круглого стола «Я самый лучший президент» (презентация программ кандидатов, дебаты).

Выборы органов самоуправления:

Заседание Совета старшеклассников «Лидер»;

Выборы президента

Выборы президентского совета

Старостат

Старостат выделяется из органов школьного ученического самоуправления. В него входят старосты 5-7 классов. Председатель является членом совета старшеклассников.

Задачи старостата:

- Содействие формированию у школьников личности лидера, способного к сотрудничеству с другими в коллективной деятельности, владеющего культурой межличностных отношений, готового и умеющего защищать права и интересы своего коллектива;

- Помощь в освоении учащимися социальной роли организатора различных дел;

- Развитие у школьников самостоятельности и творческого мышления.

Автор: Власова Александра Вячеславовна

МБОУ «Гимназия № 44»

г. Иваново Ивановская область