Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Уроки самовыражения

    (использование технологии  программы «Образ и мысль» на  предметах образовательной области «Искусство»).

Общество информационных технологий  заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное   общество   ставит   перед   школой   задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно применять необходимые знания на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность реализовать себя, найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
  • грамотно работать с информацией, «уметь собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы  решения  проблем,  делать  необходимые  обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения»,  делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях и ситуациях, предотвращать или находить выход в любой ситуации;
  • самостоятельно    работать    над    развитием интеллекта и культурного уровня.

Именно технология программы «Образ и мысль», помогает в решении этих задач, так как создает условия для развития личности ребенка и  построена она с субъективным, индивидуально - личностно  ориентированным  содержанием.

На уроках  «Музыки» и  «Мировой художественной культуры», я использую технологию образовательной программы «Образ и мысль», вводя систему  вопросов, перефразируя их:

  - «Что вы слышите в музыке?»

  - «Что происходит в музыке?»

  - «Кто герой произведения?»

  - «Каким (как) изобразил его композитор?»

  - «Что заинтересовало композитора?» и другие.

Искусству присуще многогранность (множественность интерпретаций одного и того же произведения), а значит, на четко поставленный вопрос возникают несхожие, а иногда противоречащие друг другу трактовки образа. Дети свободно спорят или объясняют друг другу свои точки зрения. В ходе дискуссии (технология) они могут пересмотреть свои первоначальные высказывания и сделать совершенно иные заключения или, напротив, укрепиться в собственной правоте.

Создается (первоначально) впечатление, что дети могут уйти от обсуждаемого образа, но есть вспомогательный вопрос («Что ты тут видишь (слышишь) такое, что позволяет тебе это сказать?»), который постоянно возвращает их к произведению и учит говорить  обоснованно, аргументировано. Этот вопрос требует углубленного, вдумчивого, осмысленного восприятия произведения. Также на уроках использую и варианты этого вопроса:

- «Не можешь ли ты пояснить свою мысль?»

- «Объяснить поподробнее?»

- «Ты можешь уточнить?» и т. д.

Важное место в уроках я отвожу дискуссии. В коллективном обсуждении дети как бы помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться (вслушаться) в произведение искусства. Самым ценным для детей в процессе дискуссии оказывается то, что каждый из них убеждается в возможности сосуществования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета.

И из многоголосия мнений, «как пазлы», складывается представление об образе и смысле произведения. Но именно это многоголосие мнений и создает благоприятные условия для развития ребенка, отхода от эгоцентризма.

Также, кроме  алгоритма вопросов и дискуссии, на уроках музыки и МХК использую парафраз.  Парафраз позволяет  исправлять речевые ошибки,  услышать себя и других, выделять отдельные мнения, привлекать внимание, обогащать словарный запас детей, уточнять ответы, развивать дискуссию, активизировать ее…

Благодаря использованию образовательной технологии «Образ и мысль», на уроках создается  атмосфера доверия, доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности, что способствует свободе высказывания детей, ничего не бояться, т. е. быть внутренне свободным человеком.

 «Избавление от страха есть начало мудрости».

На уроках отсутствует авторитарность. Никогда не навязываю детям свои собственные толкования, а создаю ту ситуацию, в которой ученик сам «добывает» знания, самостоятельно мыслит, делает обоснованный выбор. Это процесс саморазвития. Формирование ребенка зависит не только от  уроков, сколько от той обстановки, которую я создам для него, и от того, насколько  сумею обеспечить ему возможность самостоятельно принимать свое решение и действовать на их основе. Я выступаю на уроке в роли направляющего (фасилитатора). Происходит не передача знаний, а обмен смыслами и ценностями. Ученик самостоятельно «читает» произведение искусства на уровне своего эстетического развития  (5 стадий эстетического развития по А. Хаузен).

 «В преподавании искусства, как и в преподавании любых других предметов, лучший учитель – не тот, кто «выплескивает» на ученика все, что он знает, и не тот, кто «удерживает» в себе все, что он мог бы дать, но тот, кто, подобно мудрому опытному садовнику, терпеливо наблюдает, оценивает и помогает в тех случаях, когда необходимо помочь».  Джером Брунер «Размышления о преподавании искусств».

Использование технологии программы «Образ и мысль» оказывает положительное воздействие  на личность ребенка:

  • позволяет более внимательно вслушиваться и вглядываться в произведение искусства,
  • повышает  его уверенность в собственных силах, 
  • развивает  способность брать ответственность за свои взгляды,
  • дает возможность понять точку зрения других,
  •  готовит к поиску  решения проблем, исходя из множественности точек зрения.

А также способствовала:

  • умению ведения коллективных дискуссий,
  •  воспитанию толерантности и эмпатии,
  • развитию креативного мышления,
  • способности уважать свое и чужое мнения,
  • умению аргументировать свою точку зрения
  • созданию здоровой психологической атмосферы и потребности всматриваться, вслушиваться, вдумываться.

Технология  образовательной программы  «Образ и мысль»  направлена на формирование у детей умения учиться, а значит, соответствует требованиям государственным образовательным  стандартам второго поколения.

Программа «Образ и мысль» разработана специалистами Института развития регионального образования Свердловской области и Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства на основе предложенных педагогами Музея современного искусства в Нью-Йорке, группа «Развитие через искусство», «Стратегия визуального мышления».

Автор: Мартынова Вера Валерьевна 

МБОУ СОШ № 72 

г.Екатеринбург,  Свердловская область