Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

  «Проектно – исследовательская деятельность на уроках информатики»

Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем обучения. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию. Как же пробудить у ребят желание учиться?

Одним из системообразующих подходов, усиливающих  мотивацию к обучению является применение  проектно – исследовательской  деятельности систематически и неотъемлемо от образовательного процесса, тогда будут созданы условия для:

формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;

повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления;

умения находить необходимую информацию для решения проблем связанных с реальной жизнью;

совершенствования коммуникативной компетенции в целом;

развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;

более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

В процессе  разработки проекта ученики не только получают  знания, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, мотивационно использовать их для решения познавательных и практических задач.

Использование проектно-исследовательской деятельности приходит на помощь решению фундаментальных целей преподавания информатики, так как традиционный объяснительно-иллюстративный метод применим только на самых ранних уровнях обучения, потому что он не позволяет учитывать личностные особенности учащихся, не ориентирует их на самостоятельность в деятельности по решению задач. Учащийся должен получить знания предусмотренные программой и использовать их в  проектно-исследовательской деятельности. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему - трудная задача для преподавателя. Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектно-исследовательской деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для организации познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Система проста. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на общее понимание материала. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует требованиям к системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. И только тогда переходим к выполнению проектов и исследовательских работ, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих преимущественно практическое значение. Изучение базового курса начинается с 8-го класса. Первоначально возникает целый ряд проблем: неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики); необходимость изучения большого объёма материала в сжатые временные рамки (один урок в неделю), динамичность развития содержания информационных технологий. Но постепенно использование проектно – исследовательской деятельности в системе учебных  занятий по информатике и информационным технологиям доказывают эффективность её использования.

Для закрепления и проверки качества знаний и умений по теме «Моделирование в среде графического и текстового редактора» разрабатываем мини-проект «Моя фирма».  Планируемый результат: создание витража с помощью геометрических фигур. Целью является не только проверка знаний учащихся, но и задача научить учащихся использовать полученные знания на практике, сформировать представление о культуре поведения в ситуации «конструктор-заказчик». Задача учащихся разработать набор стандартных деталей, блоков, эскиз и представить их заказчику. Если вид эскиза витража и сборка деталей удовлетворяет заказчика, то подписывается договор о приемке работы. Витраж является  примером,  темы  же конструирования – моделирования могут быть различными. Их придумывают участники проекта. Учащиеся предварительно разделены на пары. Домашним заданием является придумать заказ и составить договор о приемке работы. Тетради с заказами сдают учителю, что бы заказчик во время приёмки  не мог изменить условия заказа (проверено на практике). Главное, что все учащиеся выполняют заказы в парах, а потом друг у друга принимают. Проекты демонстрируются на следующем уроке, определяется лучший проект, выявляются плюсы и минусы представленных работ.  Подводя итоги проекта,  всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях «конструктор-заказчик», указывая, на необходимость проявлять взаимоуважение.

Проект «Поздравительная открытка». Вместе с детьми проходим следующие этапы проектирования: 1. Описание задачи «Праздник – это радость» Формулировка проблемы. По мнению учащихся, она состоит в следующем: «Создать открытку своими руками учитывая характер получателя» 2. Постановка задачи и цели проекта: Создать красивое поздравление для того, чтобы доставить радость человеку, которого хочешь поздравить. 3. Обсуждение результата проекта и процесса («В каком виде подарить?») Выявление необходимых для реализации проекта умений. («Какие программы будем использовать?») Ученики решают, что результатом их работы будет открытка-поздравление. Начнут работу с создания индивидуальных макетов, а затем, используя свои навыки и умения, при работе с текстовым редактором выполняют макет на ПК. 4. Разрабатывается макет открытки. Данный этап проекта учащиеся проделывают в альбоме, каждый индивидуально. Анализируя расположение различных объектов на открытках, ученики создают свою модель. Определяем навыки и умения необходимые для реализации проекта. Редактирование страницы, форматирование текста, расположение рисунка, использование дополнительных возможностей текстового редактора. Алгоритмы действий, которые вызывают затруднение, прописываем в тетради, их практическое выполнение дети осваивают самостоятельно. Этим проектом реализуем проверку навыков работы в среде текстового редактора.

Проект «Реклама – двигатель учебы». Создание и оформление рекламного листка  на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов на стенде рядом с кабинетом информатики. Используя имеющиеся знания и навыки работы в среде текстового процессора, разработать рекламный листок. Структурировать материал согласно рекламе. Отформатировать содержание файла. Определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение области практического применения имеющихся знаний. При работе над проектом ученик сам может оценить, насколько удачно он поработал. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Также для проверки знаний и умений работы в среде текстового процессора применяются проекты на тему:  «Читательский дневник»,  в котором размещается аннотация на прочитанные произведения, иллюстрации, краткое содержание, заметки и собственные комментарии или создается просто аннотированная карточка прочитанного произведения.

Проектно – исследовательская  деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. Поэтому вначале дается не только теория, но и отработка  и повторение практических навыков  по темам текстового редактора, мультимедийных технологий, базы данных, информационных процессов в системах и только тогда приступаем к созданию проектно – исследовательской работы на тему: «Чудеса света», для информационной поддержки использует ресурсы с сайта «1001 чудо света».  Самым сложным становится именно процесс выявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно я использую введение общей содержательной рамки при сохранении свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы ученика или стать способом проникновения в новую для него сферу. Обязательным условием является наличие в работе титульного листа выполненного в текстовом редакторе со ссылками на мультимедийную презентацию, базу данных, и  web- страницу, созданную на уроке. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрированных заданий, их целью является практическое применение знаний накопленных по различным предметам. Например, проект на тему: «Все работы хороши, свою выбрать поспеши». Приёмы организации проектной деятельности остаются прежними. Изучение предметов становится более целенаправленным, нередко включающим элементы предпрофессиональной деятельности; формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой; в силу своих возрастных особенностей учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности.

Использование проектной деятельности при обучении школьников технологии создания сайтов позволяет организовать связь между такими темами курса информатики как Windows, Word, Excel, PhotoShop, изучение Интернет технологий и языка HTML и программой PowerPoint, то есть происходит обобщение и систематизация получаемых знаний. Это позволяет повысить интерес учащихся к информатике, сформировать мотивацию к учению, что приводит к улучшению качества знаний, развиваются познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление.

Проектно – исследовательская  деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся: каждый трудится в своём темпе, применяя полученные навыки и умения, а оценка, выставленная за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе, является хорошим стимулом для обучения. Метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми. Информационные технологии позволяют представить результаты более наглядно, вовлечь в процесс обсуждения и работы множество других людей.

Проектная деятельность открывает доступ ученикам к освоению новейших информационных технологий и самой современной технологии получения информации, учит умению вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умению находить компромисс с собеседником; умению лаконично излагать свои мысли.

Использование в своей работе метода проектов позволило  преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.

Проектная деятельность помогает  создавать творческую, доброжелательную атмосферу на уроке, а ребенку поверить в свои силы. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации. 

Вот почему я использую проектно - исследовательскую деятельность в учебном процессе.

Автор: Вырупаева Наталья Алексеевна

                                                          учитель информатики, МБОУ СОШ №2

г. Томари, Сахалинская область