Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Приобщить детей к художественным ценностям!

С точки зрения всеобщего художественного развития, социологические исследования рисуют удручающую картину нашего общества, большинство родителей не в силах оказать влияние на детей, так как огромная часть населения далека от искусства и находится на катастрофически низком уровне художественного развития. Примерно почти девять десятых граждан России пребывают в состоянии крайней эстетической неразвитости.

В нашем городе есть уникальная возможность приобщить детей к художественным ценностям, воспитать в детях любовь к искусству, народным традициям, что так сейчас необходимо современному обществу  для подъема духовной жизни в стране. В «Новозыбковской Детской Художественной Школе» учатся дети  и подростки у художников - педагогов, которые призваны работать с детьми, они знают, как преодолеть множество психологических проблем развития, каким образом дать подросткам веру в собственные художественные возможности, у них свое представление о целях художественного образования и воспитания современных детей.

Единственное огорчение для школы приносит неожиданный уход из школы увлеченных искусством детей, жизненный путь которых, как правило, прагматично определяют родители, лишая их радости творчества. «УПУСТИТЬ» талантливого ребенка можно в очень раннем возрасте. Если ребенка не развивать он останется на начальном уровне своего развития. Поэтому одаренный ребенок, казалось бы, самостоятельно развивающийся, не в меньшей степени, чем ребенок обычный, требует общения с художником, который чутко направляет его видение. В процессе  творческого обучения детей удается главное: раскрыть в своих воспитанниках их небольшой, но эмоционально богатый жизненный опыт. Создание творческой атмосферы на занятиях, является главным условием успешного развития каждого ребенка. В результате этого в процессе занятий ребенок понимает, что оценка – не главное. Гораздо ценнее поддержка друзей и доброе участие педагога. 

Есть дети, которые развиваются поступательно: от успеха к успеху. Такова одиннадцатилетняя Краснова Анастасия, четыре года занимающаяся в школе, ставшая уже ни раз победителем международных конкурсов. Она избирает привычные темы для изображения, но превращает предмет изображения в динамическое действие - фигуры пластически, позами и жестами взаимодействуют друг с другом и со средой, мазок фактурен и подвижен. Юная художница видит в мире нечто театральное, постановочное.

Способности Жени Доронцова каждый год проявляются в разных формах; он активно меняется увлеченность светотеневыми контрастами, с помощью которых он выразительно передавал и характерность фигур, и глубину пространства, сменяется более тщательной колористической и светотеневой проработкой каждого фрагмента композиции.

Приоритетным движущим мотивом педагогической деятельности является любовь к детям, вот почему главное, что происходит в «НДХШ» - гуманистическое, человеколюбивое воспитание. Его плоды находят особо яркое выражение в портретах детей. Юные художники восхищенно вглядываются в лица своих сверстников. Родителей, друзей. Они выбирают позы, одежду, окружение, соответствующее настроению модели, характерным приметам облика. Каждый ребенок индивидуален и находит свой способ изображения.

 

Тема занятия: «Я» (автопортрет).

Для детей  2  класса ДХШ (8-9 лет)

 

Материалы для детей:  бумага формата А3, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь.

Материал для преподавателя: репродукции портретов великих русских художников («Портрет М.А. Дьяковой» художника Д.Г. Левицко­го, В.А. Серов «Портрет банкира Гиршмана»), зеркала для детей.

Цель занятия: познакомить детей с жанром портрет.  Передать  характерные особенности, индивидуальность человека.

Задачи:

- образовательные; передать  характерные особенности, индивидуальность человека, освоить навыки работы  кистью,

- развивающие; развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало,

- воспитательные;  совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему, воспитывать любовь к искусству.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Содержание занятия
  3. Практическая работа
  4. Подведение итогов

Ход занятия

1.Организазионный момент.

2. Содержание занятия. Беседа.

В начале урока проводится беседа с демонстрацией автопортретов художников.

Человек – главная тема в искусстве.

Все виды и жанры изобразительного искусства непосред­ственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным пред­метом искусства всегда был человек, его внешний облик, слож­ный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств — словом, все богатство личности в разных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры, графи­ки, посвященных изображению определенного чело­века, конкретного лица, является портрет.

Основное качество портрета - сходство с оригиналом - обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека.

Однако одного внешнего сходства мало, ибо подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического ми­ра человека.

Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Портрет несет различную смысловую нагрузку. Художник, изображая человека, дорогого ему и ценимого им, стремится, пре­жде всего, открыть то хорошее, за что любит его. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей, придают портре­ту интимный характер.

Таков «Портрет М.А. Дьяковой» художника Д.Г. Левицко­го. Обычное место портрета - жилая комната. Изо­браженный как бы постоянно живет здесь, встречается с друзья­ми и знакомыми, разделяет радости и горе и духовно поддержи­вает их. В предельной прозрачности глаз, в мягкой улыбке алых губ, в слегка приподнятых бровях, в нежном румянце щек и лег­ком наклоне головы художник Д.Г. Левицкий увидел душевную чистоту и детскую доверчивость, нежность, мечтательность, красоту духовного мира девушки.

Напротив, В.А. Серов, портретируя банкира Гиршмана, подчеркивает величие в его позе, постановке головы и выраже­нии лица, спорящие с откровенно прозаичным жестом дельца.

3. Практическая работа

После беседы преподаватель предлагает ребятам посмотреть друг на друга и рассказать, чем похожи люди, чем отличаются друг от друга и привести примеры на основе класса. Затем хором произносится «Я». На доске мелом несколько учеников пишут «Я!» или «Я?». Потом дети смотрятся в зеркальце 1 – 2 минуты, а учитель в это время задает вопросы: «Какой ты?», «Чем ты отличаешься от других?», «Что в тебе красивого?». Дети приступают к изображению, пытаясь передать впечатление от увиденного. Пытаются  нарисовать автопортрет, прорисовать ту часть лица, которая больше всего нравится, кажется интересней других.

4. Подведение итогов.

 В конце занятия преподавателем обязательно должна быть организована выставка – обсуждение, рожденных детских работ, в результате которой  каждый ребенок поделится своими впечатлениями  о проделанной работе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.  Неменский Б.М.   Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. -М., 1987.

2. Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы)/ Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - 3-е изд. - М., 1997.

3.  Салтыков А.Б. Избранные труды. - М., 1962.

4.  Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М., 1988.

5.  Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М., 1988.

6.  Юный художник. - М., 1985-2006.

7. Альбом по народному искусству России с методическими рекомендациями. Русская народная игрушка. - М., 1988.

8 . Левин В.А. «Воспитание творчества». М. 1979.

9 . Щербаков В. С. « Изобразительное творчество». М. 1965.

 

Автор: Целобанова Елена Владимировна

                              МБОУ ДОД «Новозыбковская Детская художественная школа»

 г. Новозыбков Брянской области