Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Использование метода проектов

для организации самостоятельной работы учащихся

        

Метод проектов возник в США в конце XIX века. Интересен тот факт, что его поначалу применяли только в сельскохозяйственных школах, а в конце первого десятилетия XX века он был перенесен в общеобразовательную школу. Проекты, которые выдавали ученикам этих школ, выполнялись ими дома под руководством и контролем школьных специалистов, например, агрономов. В качестве проекта обычно принимались какие-то новшества для данной местности в области сельского хозяйства, которые заслуживали внедрения в практику окрестных ферм. Это и составляло практическую значимость проектов. В середине 20-х годов  XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, но он подвергся резкой критике, он оказался непригодным для советской школы по многим параметрам так, наверное, к наиболее существенным причинам можно отнести и недооценку, а часто и полное отрицание руководящей роли учителя и школы в целом. На современном этапе отмечается повышенный интерес к использованию метода проектов, в частности, при обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя  при этом новые идеи.

Этот метод помогает оптимизировать процесс обучения в самой обычной общеобразовательной школе, развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Разработка должна завершаться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, например, учащиеся могут изготовить коллажи, афиши и объявления, провести исследование с последующим оформлением, продемонстрировать модели с необходимыми пояснениями, составить план посещения различных мест с иллюстрациями, организовать интервью с описанием результатов беседы и т.д. В основу метода проектов положена идея составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить школьников самостоятельно мыслить; привлекать для выполнения проекта знания из различных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия определенных вариантов решения; работать сложно, помогая друг другу. Главными целями использования проектной методики при организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку являются:

- показать умение отдельного ученика или целой группы использовать исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования;

- приумножить знания о выбранном предмете исследования и донести все это для других учащихся;

- продемонстрировать уровень владения иностранным языком;

- создать прочную языковую базу у обучаемых;

- создать условия для развития личности учащихся;

- научить учащихся принимать личную ответственность за продвижение в обучении;

- дать возможность ученику при защите проектов почувствовать, что он выступает как индивидуальность, способная не только оценивать деятельность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения владения иностранным языком;

- совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы;

- научить самостоятельно добывать знания.

Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:

1. Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования.

2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде видеофильма, репортажа,  дизайна, определенной рубрики, альбома и т.д.

3. Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта.

4. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-то событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории.

5. Практико-ориентировочные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта.

Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, особую организацию деятельности учащихся, а также не следует забывать и об оценивании этой деятельности. На следующей таблице показаны этапы выполнения проекта:

 

На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить и сформулировать. В этом случае помогут наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Второй этап обеспечивает языковые и  речевые умения школьников. В качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных функциональных стилей. На этом этапе важно отслеживать деятельность учеников шаг за шагом тренировать учащихся в использовании фраз-клише. Они должны уметь пользоваться фразами согласия/несогласия, уметь обобщать сказанное, высказывать сомнения, удивляться и т.д. Третий этап является заключительным, так как на этом этапе происходит защита проектов. Каждая группа перед классом  защищает свой проект по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: это может быть схема, буклет, видео-показ, спектакль, стенгазета, устная презентация и т.д. Что же касается четвертого этапа – контролирующего, то хочется отметить, что оценка проектной работы – очень непростое дело. Вероятно, отметку следует выявлять за проект в целом, за уровень проявленного творчества, за четкость презентации. При использовании метода проектов для организации самостоятельной работы учащихся меняется и роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника новой информации, координатора. Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время проектов расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится  участие в диалоге культур, а также формируется уровень профессионального общения. У учеников есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также возможность самостоятельно добывать знания, что является очень существенным моментом для организации процесса обучения в современной школе.

Список используемых источников

1. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Издательство. Четыре четверти; 2005.- с.137-141

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980.-265 с.

3. Fried – Booth Diana L. Project Work (in Resource Books For Teachers). Ed. by Alan Maley.- OxFord, 1988.-53p.

 

Автор: Торина Людмила Васильевна

учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 18» г. Абакана