Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

 

Тема: Край родимый - край уральский. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с окружающей действительностью и миром природы), речевое развитие (обогащение и активизация словаря), художественно-эстетическое развитие (рисование)

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей об Урале и городе Качканар (природе, искусстве, достопримечательностях, народном творчестве). Учить использовать в рисунках мотивы уральской росписи под «малахит» и приёмы Урало-сибирской росписи.

2. Развивать у детей внимание и наблюдательность.

3. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, за свой город Качканар.

Материал: Акварельные краски, набор кистей, палитра, салфетки, ёмкости для воды, набор пластилина, альбомный лист на каждого ребёнка с контурным изображением девочки в сарафане, подставки для кисточек, образцы Урало-сибирской росписи и росписи под «малахит», карта Урала, карта мира, карта Свердловской области, фотографии о городе Качканар.

Интернет ресурсы:  

Гимн Качканару http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM,

Качканар http://www.youtube.com/watch?v=DBesiGXs2G0,

Качканар-город будущего http://www.youtube.com/watch?v=7iZg6NAjhAM,

Поделочный камень Малахит http://www.youtube.com/watch?v=xewLKGFzDGk

Презентации: «Урал - каменный пояс русской земли», «Урало-сибирская роспись» 

Предварительная работа:

I. Экскурсии на выставки:

- «Работы художников г. Качканар»

- «Быт и культура древнего Урала»

2. Чтение произведений П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка»,

«Каменный цветок», «Серебряное копытце».

3. Ознакомление с коллекцией камней и изделий камнерезного творчества.

4. Просмотр видео:  Гимн Качканару http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM, Качканар-город будущего http://www.youtube.com/watch?v=7iZg6NAjhAM, Поделочный камень Малахит http://www.youtube.com/watch?v=xewLKGFzDGk

Ход занятия:

Звучит музыка «Уральский хоровод»  А. Филиппенко.

Воспитатель: - Россия… Родина… Это край, где мы родились, где наш дом, это всё, что нас окружает.

Ребёнок читает стихотворение С. Васильева «Русь»:

Россия… Как из песни слово,

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом:  «Русь».

Воспитатель показывает на карте мира Россию, декламируя стихотворение А. Прокофьева:

Нет на свете Родины красивей

Боевой страны богатырей

Вот она по имени Россия

От морей простёрлась

До морей.

Воспитатель: - Вот страна, в которой мы проживаем. Дети, как называется наш город, в котором мы живём? (Качканар) Про него много сложено песен и стихов. У нашего города есть свой гимн.

- Прослушаем Гимн Качканару  http://www.youtube.com/watch?v=44ioQK6rJpM. Давайте поищем это название на «Карте мира». (Дети вместе с воспитателем ищут название города Качканар. Не находят.)

Воспитатель: - Мир большой. А наш город находится на горах. А как называется, та местность, где находится наш город? (Урал, Уральские горы, Свердловская область).

Воспитатель: - Я вам покажу наш край Урал на другой карте. Она так и называется «Карта Урала». Урал называют Каменным поясом русской земли.

Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации к произведениям П.П. Бажова и наполните малахитовую шкатулку словами:

Урал край… (седой, горный, рудный, малахитовый, каменный, мастеровой, красивый, горный, и т.д.)

Вот ещё одна карта «Карта Свердловской области». Вот на ней мы уже видим,  что отмечен наш город Качканар.

Воспитатель читает стихотворение собственного сочинения

«Родина моя, Качканар»

Л.И. Вотинцева,

Где родилась я,

Получив великий жизни дар?

И замерев у карты среднего Урала,

Я нахожу тебя, о, Родина моя,

Мой город Качканар!

Что может рассказать

Сухой язык мне символов и знаков?

Что сердцем чувствую я,

Проживая жизнь с тобой?

Ты каменный цветок,

Что 57 лет подряд творили люди.

Вдохнули жизнь, любовь в тебя вдохнули.

И ты сейчас наперекор судьбы, ветрам.

Цвети, о, Родина моя,

Мой город Качканар!

Воспитатель предлагает детям просмотр отрывков из  видео про город  Качканар http://www.youtube.com/watch?v=DBesiGXs2G0. Дети рассказывают, что они узнали на фотографиях, где это расположено. Обращаем внимание на фотографии, где изображены выступления артистов ансамбля «Горлица» г. Качканар, выступления  детей ДДТ в русских народных костюмах, на фотографии народных гуляний жителей города Качканар.

Воспитатель: - Наш край, красивый край, старинный край. Хоть наш город ещё очень молодой, ему ещё 57, но он богат традициями и своей культурой. Здесь рядом проживают и русские, и татары, пермяки и удмурты, немцы, украинцы, башкиры …

Поэтому своего национального костюма у нас в городе Качканар нет. Вот я вам и предлагаю придумать наряд для девочки, чтобы, поглядев на неё, мы могли сказать, что эта девочка живёт на Урале.

Вспомните, какие узоры рисуют на Урале? (Под «малахит», Урало-сибирская роспись)

Дети рассматривают с использованием интерактивной доски иллюстрации образцов «Урало-сибирской  росписи» вспоминают приёмы рисования Урало-сибирской росписи, рисования пластилином и акварельными красками под «малахит». Усаживаются за приготовленные места и  приступают к рисованию. В конце все работы вывешиваются, рассматриваются и обсуждаются.

По окончанию дети водят «Уральский хоровод» А.Филиппенко:

1. На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенёчке,  холодочке

Заведём хоровод.

2. Про Урал мы споём,

В гости вас позовём,

Голубику, ежевику,

Собирать в лес пойдём.

3. Неспроста говорят,

Что Урал наш богат.

Изумруды и алмазы

Ярче солнца горят.

4. Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Урал.

Автор: Вотинцева Людмила Иосифовна

воспитатель высшей квалификационной категории

 МДОУ «Детский сад «Ладушки» комбинированного вида

г. Качканар Свердловской области