Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Информационные технологии на уроках башкирского языка

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед учителями родных языков встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в работе. Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками. Учителя могут использовать их для приготовления тестов, оформления упражнений, написания отчетов об учащихся, сохранения информации, общения при помощи электронной почты, использования компьютерной сети Интернет.

В настоящее время используются компьютеры в повседневной жизни для множества различных целей. Систематическое использование ИКТ на уроках башкирского языка помогает решать такие задачи, как: создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; преодоление авторитарного стиля в системе преподавания; использование личностно-ориентированного обучения; повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся; повышение эффективности урока. 

В работе учителя башкирского языка выделяю следующие направления использования ЭОР на уроках:

1. Мультимедийные лекции — изложение учебного материала происходит за счет использования компьютера и мультимедийного проектора. Это усиливает воздействие на обучающихся, вследствие чего повышается уровень восприятия учебного материала, так как они не только слушают учителя, но и наглядно воспринимают услышанное. Но при этом учитель не заменяется компьютером, а остается главным действующим лицом, в полной мере реализуя свои индивидуальные творческие особенности. Несомненными плюсами презентаций является экономия лекционного времени, хорошая иллюстративность, наглядность и доступность изложения, возможность вернуться к любому месту лекции; возможность демонстрации видео-, аудиоматериалов.

2. Тестирование. Оно может проходить в разных формах:

- в традиционной - сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы, например, тесты в системе Votum – это система обучения, тестирования, голосования, которое обеспечивает интерактивное общение между учителем и учеником в процессе обучения, контроль знания, проведения образовательных игр. Этот прием позволяет существенно экономить учебное время.

- использование различных тестовых оболочек, например, тесты в программе My Test – это система программ (программа тестирования обучающихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания компьютерного тестирования. При составлении теста можно выбирать случайный порядок вариантов и вопросов. Варьировать типы заданий: с выбором  одного или нескольких правильных ответов, нахождение соответствия и другие.

3. Использование на уроках электронных учебников дают желаемый результат. Я использую на таких этапах урока, как изучение новой темы, закрепление пройденного.  Ко многим урокам башкирского языка можно подготовить слайды с иллюстрациями к художественным произведениям, снабдив их вопросами для анализа, а можно провести сопоставительную работу, сравнивая иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Трансляцию опыта по применению электронных образовательных ресурсов в преподавании башкирского языка осуществляю на городском и школьном уровне в форме проведения открытых уроков и выступления на заседании МО учителей родных языков.

 

Автор: Суярембитова Гульфия Факиловна

учитель  башкирского языка

 МАОУ «СОШ № 33» г. Стерлитамак