Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Педагогические условия формирования способов словообразования у старших дошкольников

Освоение способов словообразования является важным компонентом речевой деятельности ребенка-дошкольника. Владение словообразованием как способом речевого поведения включает умение извлекать информацию из словообразовательной структуры слова при его восприятии, проникать в его смысл и умение самостоятельно осуществлять мотивированную номинацию (создание неологизмов).

Детское словотворчество связывается в науке с определенным возрастным этапом (от 2 до 5 лет) и объясняется недостаточностью объема словаря малышей. Как только у детей сформируется необходимый запас словаря, их словотворчество идет на убыль. Однако "раннее" словотворчество может сменяться новым этапом, совершенно иного, более высокого уровня. Для этого уровня характерно осознанное использование обобщенных способов словообразования.

Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для их названия связи и отношения, умение сравнивать разные (одноструктурные и однокоренные) наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать, умение оценивать точность и правильность сказанного или услышанного.

Поскольку человечество в своей деятельности постоянно что-то открывает и создает новые явления и объекты (звезды, минералы, механизмы, лекарственные и химические вещества) и приписывает им новые имена, от человека требуется умение не только пользоваться готовыми наименованиями, но и конструировать новые - неологизмы. Создание неологизмов, словотворчество характерно не только для художников слова, для первооткрывателей, но и для всех носителей языка. Как показали исследования русской разговорной речи, ситуативное создание слов отсутствующих в языке, но построенных по его законам - характерное и чрезвычайно распространенное явление в повседневном общении людей.

Однако ребенок этими умениями овладевает не сразу. Все начинается с познания окружающего. Знания часто не зафиксированы в словах, и живут в виде образов предметов, цветов или запахов, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений обозначение словом, необходимая основа последующего умственного и речевого развития.

Ребенок в овладении языком активен. Он произвольно оперирует языковыми средствами и осознает их на элементарном уровне. Универсальным средством обследования, познания грамматического строя и является особый вид языковой игры - словотворчество. Если условия благоприятны, ребенок сам открывает это средство, или заимствует его.

При недостаточности впечатлений, малом опыте речевого общения словотворчество у детей очень долго не возникает, а возникнув не достигает образной выразительности и быстро угасает. Без словотворчества ребенок не может овладеть необходимым словарем, речью в полной мере, так как всего около двух процентов слов русского языка являются немотивированными, все остальные являются производными от других. Если к словотворчеству ребенок не приходит, у него начинаются (всегда!) задержки речевого развития той или иной степени тяжести. К.И.Чуковский утверждал, что ребенок, который в своей жизни не создает инноваций, никогда не станет хозяином своего языка.

Следовательно, овладение детьми словообразовательными умениями на осознанном уровне, является немаловажной задачей речевого и умственного развития детей.

Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы, а так же проведённая опытно-экспериментальная работа дали возможность предположить, что у детей старшего дошкольного возраста в условиях специаль­но организованной работы формируется способность к произвольному использованию словообразовательных средств, а вот эффективность обучения словообразованию зависит от определённых педагогических  условий:

  • поэтапности формирования способов словообразования (от освоения значения исходных слов к выяснению значений и систем­ных связей производного слова к произвольному использованию усвоенных способов словообразования).
  • мотивированности обучения (такая организация ситуации общения, при которой возникает естественная потребность в пони­мании и использовании производного слова; образование слова).
  • продолжительность и систематичность обучения детей слово­образованию.
  • индивидуальный подход в обучении.

Научной новизной и теоретической значимостью данной темы являются уме­ния, характеризующие овладение словообразованием (умение из­влекать информацию из словообразовательной структуры слова при его восприятии, умение глубоко проникать в смысл производного слова, умение образовывать слова разными способами (суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, словослагательный), умение самостоятельно осуществлять мотиви­рованную номинацию в адекватной ситуации) и определены под условия успешного обучения детей шестого года жизни способам словообразования.

По моему мнению, тема имеет немаловажное практическое значение, которое заключается в том, что разработанная система обучения старших дошкольников словообразования может быть рекомендована для использования в практике работы детских образовательных учреждений.

С учетом выше указанных педагогических условий была разработана  технология работы по формированию способов словообразования, состоящая из 3 этапов.

На первом этапе дети  знакомятся со способами этимологического анализа слов, со словообразовательными элементами и смыслоразличительными функциями. В качестве материала для этимологического анализа  использовались имена известных литературных персонажей, названия знакомых животных, растений.

На втором этапе представления дошкольников о   словообразовательных элементах закрепляются  в упражнениях на словотворчество, через серию игр и заданий, которые содержали репродуктивные и творческие задания.

На третьем этапе, детей привлекают к решению задач творческого характера: придумыванию названий городу, имен персонажу.

Уже на первом этапе формирования  словообразовательных умений, после ряда бесед по прочитанной детям литературе и «познавательных минуток», возросла активность детей к этимологическому анализу лов, появился интерес к процессу разбора происхождения имен героев разных сказок, названий растений, животных.

Например, одним из детей была придумана история имени доктора Айболита: « Жил – был доктор, он лечил зверей. Однажды, кто-то заплакал от боли «Ай, болит, ай, болит». Доктор услышал и побежал на помощь, все подумали, что это его имя. И стали называть доктора Айболит».

На втором этапе, дошкольники более уверенно и правильно стали пользоваться разными способами словообразования.

К примеру, при образовании слов суффиксальным способом, дети опирались на существующие правила. Отклонения от нормы от нормы носили характер «правильны ошибок», поскольку словообразовательные структуры укладывались в рамки образования слов в соответствии с системой.

Например, вместо слова трубач, дети образовали слово «трубист», вместо балалаечник – «балалайщик».

Выше описанные этапы подготовили дошкольников к третьему этапу формирования словообразовательных умений, на котором детей привлекали к выполнению творческих заданий.

Творческие задания выполнялись с большим интересом и успехом детей. Например они самостоятельно придумывали названия городу, где все жители смеются: «Смешной, Смешинки, Смешино, Смехоград, Смехион, Веселинск» или имена гномам, которые любят плясать и гулять: « Плясун, Плясака, Гуляльщик, Гульнист».

Наличие большого количества правильно решенных детьми  словообразовательных задач, позволило считать, что умение произвольно оперировать словообразовательными средствами удалось сформировать, так же можно с уверенностью казать, что благодаря специально организованной работе формируются основные умения, способствующие овладению словообразованием: умение извлекать информацию из словообразовательной структуры слова при его восприятии; умение производить этимологический анализ слов; образовывать слова разными способами; самостоятельно осуществлять мотивированную номинацию.

ЛИТЕРАТУРА: 

1. Арушанова А.Г. Познавательная активность в процессе освоения способов словообразования дошкольниками // Развитие речи дошкольника Сб. науч. тр. /Под ред. О. С. Ушакова. М, 1990.

2.Давыдов В.В. Развитие обобщений у детей // Психологическая наука и образование. 1996.№ 1.

3. Рыбников НА. Детское языковое творчество // Книга о языке. М., 1925.

4. Тамбовцева А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственное воспитание //Умственное    воспитание    детей    дошкольного    возраста   /Под    ред.    Н.Н. Поддъякова. М , 1984.

 

Автор: Марченко Светлана Валентиновна 

МАДОУ ЦРР Д/С № 41 "Росинка" г. Нижневартовск, Тюменская область