Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста 

Лев Николаевич Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» впервые в русской литературе художественно изобразил процесс становления личности. Это произведение отличается не только жизненной  достоверностью, но и глубоким пониманием  детской психологии. Писателю удалось показать существенный признак, который отличает жизнь ребёнка от жизни взрослого человека: непосредственность нравственного восприятия людей и событий, во многом свободного от условных социальных установок. У детей нет ещё жизненного опыта поведения в тех или иных ситуациях, нет опыта выбора стандартного решения возникающих перед ними проблем. Во многом ребёнок сам познаёт мир, не имея готовых рецептов, и поэтому его мышление в большей степени носит  дивергентный, нежели конвергентный характер. А это и есть непременное условие и основа развития творческих способностей, или креативности.  Судите сами: вот определение креати́вности(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.  Креативность – способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

Это творческая направленность врождённо свойственна всем, но, к сожалению, она теряется большинством под воздействием устаревшей системы воспитания, образования и социальной практики. Каким образом это происходит, мастерски показал Л.Н.Толстой в своей трилогии.

Однако реалии сегодняшнего дня требуют от людей, вступающих во взрослую жизнь, самостоятельности, независимости и незашоренности суждений, умения эффективно действовать и взаимодействовать не столько в стандартных ситуациях, сколько в условиях неопределённости и вероятности. Думается, что откладывать развитие творческого потенциала ребёнка на школьный возраст неоправданно в силу того, что именно дошкольники психологически готовы не только к принятию, но и созданию принципиально нового.

Более того, одним из основных принципов организации образования и воспитания в нашей стране является соблюдение преемственности на разных этапах  становления и развития личности ребёнка.  Именно поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ДОУ стало не только и не столько местом дневного пребывания детей, а своеобразной стартовой площадкой, с которой и благодаря которой начинается формирование человека. Примечательно, что практически сразу же после внедрения ФГОС в начальной школе был опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, был принят проект примерной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этих документах большое внимание уделяется необходимости создания условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ, и это разумно, поскольку в школьных ФГОСах креативность заявляется как одна из ключевых метапредметных компетенций. Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию их творческих способностей. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала  была проведена диагностика творческого потенциала воспитанников. В качестве одного из инструментов был использован один из тестов Торренса – «Заверши рисунок».

 

Эти фигуры были скопированы на лист формата А4, и каждый ребёнок получил следующее задание: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие, и постарайтесь делать это так, чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.  Попробуйте придумать название к каждому рисунку».

Оценка результатов проводилась по нескольким критериям:

  • Беглость— способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам    

         и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной

         поступающей информации при решении проблем.

  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы, того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Нужно сказать, что завершённые рисунки ребят никак не напоминали стереотипные решения. Действительно, особенности детского восприятия кардинально отличаются от зашоренного взгляда взрослых, и их рисунки были не только оригинальны, но и  в большинстве случаев уникальны.

Таким образом, я убедилась, что креативный потенциал детей достаточно высок и необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей.

На следующем этапе мы с ребятами пытались определить, что такое творчество, и это само по себе уже было креативным процессом. Дети отвечали так:

«Творчество похоже на закат или цветы».

«Это что-то необычное…»

«Это когда тебе нравится то, что ты делаешь. И от этого тебе радостно».

«Это разноцветный дельфин. Он плавает в море, где живут акулы, поэтому он должен уметь рисковать».

«Это радуга, которую очень хочется увидеть».

«Оно похоже на солнышко, потому что всем светит, жёлтое и встаёт с утра».

«Это дом с разноцветными окнами, где много этажей».

«Это когда в душе расцветают цветы, но для этого нужны карандаши…»

«Творческий человек похож на паука. Он, как паук, много работает, чтобы сплести СВОЮ паутину».

Согласитесь: само понимание сути творчества детьми и есть творчество – настолько эти определения необычны, оригинальны и  по-своему уникальны.

По согласованию с администрацией ДОУ была разработана программа по созданию условий для целенаправленного и систематического развития творческих способностей детей.  Эти занятия проводится два раза в неделю. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.

Каждое занятия включает в себя:

  • разминку, в ходе которой дети учатся понимать, как лучше выполнить задание и на что при этом следует обратить внимание;
  • основное задание, направленное на развитие творческих способностей (творческого мышления, воображения); все упражнения основного задания предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке сюжетов, идей, рисунков;
  • дополнительное задание, направленное на развитие эмоционального мира ребенка.

         В качестве основных заданий можно использовать следующие упражнения.

 «Две картинки» .

Картинок может быть и три, и четыре, и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе, и  так далее.

 «Кляксы и пятна».

Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов» .

Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся, например, на буквы «К», «А» и «М».

 «Названия» .

Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?».

Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?».

Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

 «Сделай мне фотоаппарат».

Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка?

 

 

И, в итоге, позволю себе обозначить несколько условий успешного развития творческих способностей.

Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его к самой разнообразной творческой деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Следующее условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает эту планку все выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним  делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Однако, самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Поэтому для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Таким образом, формирование и развитие метапредметной компетенции креативности может и должно быть реализовано и в   условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечит соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка.

 Автор: Некраха Татьяна Вячеславовна

МБДОУ детский сад № 7 "Солнышко"

г.Нижнего Новгорода