Создание условий для развития креативности детей дошкольного возраста
Лев Николаевич Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» впервые в русской литературе художественно изобразил процесс становления личности. Это произведение отличается не только жизненной достоверностью, но и глубоким пониманием детской психологии. Писателю удалось показать существенный признак, который отличает жизнь ребёнка от жизни взрослого человека: непосредственность нравственного восприятия людей и событий, во многом свободного от условных социальных установок. У детей нет ещё жизненного опыта поведения в тех или иных ситуациях, нет опыта выбора стандартного решения возникающих перед ними проблем. Во многом ребёнок сам познаёт мир, не имея готовых рецептов, и поэтому его мышление в большей степени носит дивергентный, нежели конвергентный характер. А это и есть непременное условие и основа развития творческих способностей, или креативности. Судите сами: вот определение креати́вности(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Креативность – способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.
Это творческая направленность врождённо свойственна всем, но, к сожалению, она теряется большинством под воздействием устаревшей системы воспитания, образования и социальной практики. Каким образом это происходит, мастерски показал Л.Н.Толстой в своей трилогии.
Однако реалии сегодняшнего дня требуют от людей, вступающих во взрослую жизнь, самостоятельности, независимости и незашоренности суждений, умения эффективно действовать и взаимодействовать не столько в стандартных ситуациях, сколько в условиях неопределённости и вероятности. Думается, что откладывать развитие творческого потенциала ребёнка на школьный возраст неоправданно в силу того, что именно дошкольники психологически готовы не только к принятию, но и созданию принципиально нового.
Более того, одним из основных принципов организации образования и воспитания в нашей стране является соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка. Именно поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ДОУ стало не только и не столько местом дневного пребывания детей, а своеобразной стартовой площадкой, с которой и благодаря которой начинается формирование человека. Примечательно, что практически сразу же после внедрения ФГОС в начальной школе был опубликован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Кроме того, был принят проект примерной образовательной программы дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В этих документах большое внимание уделяется необходимости создания условий для развития творческого потенциала воспитанников ДОУ, и это разумно, поскольку в школьных ФГОСах креативность заявляется как одна из ключевых метапредметных компетенций. Именно поэтому в работе с детьми я уделяю большое внимание развитию их творческих способностей. Эту работу можно условно разделить на несколько этапов.
Сначала была проведена диагностика творческого потенциала воспитанников. В качестве одного из инструментов был использован один из тестов Торренса – «Заверши рисунок».
Эти фигуры были скопированы на лист формата А4, и каждый ребёнок получил следующее задание: «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие, и постарайтесь делать это так, чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным. Попробуйте придумать название к каждому рисунку».
Оценка результатов проводилась по нескольким критериям:
и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной
поступающей информации при решении проблем.
Нужно сказать, что завершённые рисунки ребят никак не напоминали стереотипные решения. Действительно, особенности детского восприятия кардинально отличаются от зашоренного взгляда взрослых, и их рисунки были не только оригинальны, но и в большинстве случаев уникальны.
Таким образом, я убедилась, что креативный потенциал детей достаточно высок и необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей.
На следующем этапе мы с ребятами пытались определить, что такое творчество, и это само по себе уже было креативным процессом. Дети отвечали так:
«Творчество похоже на закат или цветы».
«Это что-то необычное…»
«Это когда тебе нравится то, что ты делаешь. И от этого тебе радостно».
«Это разноцветный дельфин. Он плавает в море, где живут акулы, поэтому он должен уметь рисковать».
«Это радуга, которую очень хочется увидеть».
«Оно похоже на солнышко, потому что всем светит, жёлтое и встаёт с утра».
«Это дом с разноцветными окнами, где много этажей».
«Это когда в душе расцветают цветы, но для этого нужны карандаши…»
«Творческий человек похож на паука. Он, как паук, много работает, чтобы сплести СВОЮ паутину».
Согласитесь: само понимание сути творчества детьми и есть творчество – настолько эти определения необычны, оригинальны и по-своему уникальны.
По согласованию с администрацией ДОУ была разработана программа по созданию условий для целенаправленного и систематического развития творческих способностей детей. Эти занятия проводится два раза в неделю. Продолжительность зависит от качества внимания и поведения детей.
Каждое занятия включает в себя:
В качестве основных заданий можно использовать следующие упражнения.
«Две картинки» .
Картинок может быть и три, и четыре, и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. С малышами можно поиграть в такую игру: на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе, и так далее.
«Кляксы и пятна».
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?
«10 слов» .
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся, например, на буквы «К», «А» и «М».
«Названия» .
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.
«Что из этого можно придумать?».
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.
«Как выйти из ситуации?».
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.
«Сделай мне фотоаппарат».
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка?
И, в итоге, позволю себе обозначить несколько условий успешного развития творческих способностей.
Важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его к самой разнообразной творческой деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Следующее условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает эту планку все выше и выше.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.
Однако, самое сложное заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Поэтому для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.
Таким образом, формирование и развитие метапредметной компетенции креативности может и должно быть реализовано и в условиях дошкольного образовательного учреждения, что обеспечит соблюдение преемственности на разных этапах становления и развития личности ребёнка.
Автор: Некраха Татьяна Вячеславовна
МБДОУ детский сад № 7 "Солнышко"
г.Нижнего Новгорода
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)