Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Методическая разработка по теме:

«Нефть, её состав, способы переработки. Воздействие

железнодорожного транспорта на природную окружающую среду»

Блок: «Непредельные углеводороды. Галогенопроизводные углеводородов».

Модуль: « Природные источники углеводородов».

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания обучаю­щихся по теме: «Природный газ и попутный нефтяной газ»; углубить и расширить их представления о природных источниках углеводородов; акцентировать внимание на способах получения и областях их использования, подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем (сырьё, энергетика) на примере химических процессов - крекинга и пиролиза нефтепродуктов, уметь объяснить причины снижения доли нефти в топливно-энергетическом балансе страны и увеличение использования природного и попутного нефтяного газов в качестве горючего в автотранспорте; знать основные направления развития энергетики в России и проблемы изменения структуры народно-хозяйственного использования углеводородного сырья.

Воспитательные цели: дать обучающимся возможность повысить свой общекультурный уровень, напомнить о существовании профессий, связанных с добычей и переработкой нефти, о способах транспортировки нефти и нефтепродуктов по железной дороге, патриотическое воспитание, показать познаваемость мира и природы; развитие природы.                    

Развивающие цели: развивать умение работать со схемами и таблицами,  формулировать выводы; формировать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; переносить знания и умения в новые ситуации; развивать усидчивость, самостоятельность мышления, речь обучающихся.

Технология педагогического процесса: усиление мотивации  за счёт увеличения заданий для развития интереса обучающихся к изучаемому материалу; увеличение информационной ёмкости урока путём объединения его в блоки; использование активных форм обучения; ускорение темпа обучения путём увеличения заданий на развитие взаимосвязей между ранее изученным и новым материалом, а также материалом, который ещё будет изучаться; развитие навыков учебной деятельности – обучение составлению схем, таблиц, рефератов, концентрировать внимание и запоминать; использовать технические средства, в том числе компьютеры.

Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: на каждом столе - коллекция "Нефть", мини-таблицы: «Переработка нефти», «Продукты крекинга нефти», «Устройство тарелки ректификационной колонны». Плакаты «Переработка нефти», «Устройство тарелки ректификационной колонны». Выставка книг по нефтепродуктам. 

 Девизы: «Не топливо. Топить можно и ассигнациями»

 «Нефть – ценнейшее сырьё для производства многих органических веществ, неразумно использовать её как топливо».

                                                                                       Д.И. Менделеев 

 

 

«Переход на нефтяное и газовое сырье - это подлинная научно- техническая революция». Л.А. Костандов (в прошлом - министр химической промышленности СССР)

План урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний и умений.

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового  материала.

4. Усвоение  новых знаний.

5. Проверка понимания обучающимися нового материала.

6. Закрепление нового материала.

7. Задание на дом.

8. Подведение итогов занятия.

Структурные элементы урока.

1. Организационный этап.

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Содержание этапа: взаимные приветствия преподавателя и обучающихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания, психологическая организация внимания.

Способы активизации на этапе: запись на доске цели урока.

 

2. Проверка домашнего задания; всесторонняя проверка знаний и умений.

Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. Глубоко и всесторонне проверить знания троих обучающихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях, стимулировать опрашиваемых и всех обучающихся.

Методы проверки знаний: индивидуальные тестовые задания и фронтальный опрос.

Учащиеся работают по разноуровневым тестовым заданиям (приложение 1).

С остальными обучающимися осуществляется фронтальный опрос (приложение № 2).

 

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Озвучивание темы и цели изучения нового материала, определение его практической значимости, постановка перед обучающимися учебной проблемы: снижение доли нефти в топливно-энергетическом балансе страны и увеличение использования природного и попутного газов в качестве горючего в автотранспорте.

Презентация обучающегося по теме: «Природный и попутный нефтяные газы».

Современная энергетическая политика России отражена в документе:

 

«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2003 г. № 1234-р

Приложение № 3.

 

4. Усвоение новых знаний.

Задача этапа: дать обучающимся конкретное  представление  об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала, добиться от обучающихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Реализация различных приёмов, усиливающих восприятие изучаемого материала: акцент в изучаемых объектах, явлениях на наиболее существенных признаках и фиксация на них внимания. Запись в тетрадях формулировок, тезисов конспекта; постановка перед обучающимися проблемных ситуаций; словарная работа.

 

Тема: « Нефть, её состав, переработка.

Воздействие железнодорожного транспорта

на природную окружающую среду».

 

Нахождение в природе.

Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть занимает  свободное пространство между породами. Существует две гипотезы происхождения нефти. Одна из них – гипотеза органического происхождения нефти: нефть образовалась из остатков морских животных и растений,                                   которые скапливались миллионы лет, и под давлением покрывших их пород, а также под воздействием тепла превратились в углеводороды. Вторая гипотеза – неорганического происхождения: нефть образовалась в результате взаимодействия воды с соединениями углерода с металлами (карбидами), находящимися в ядре Земли. Из курса географии известно, что по  запасам нефти Россия занимает третье место в мире, после Саудовской Аравии и США. (Межпредметные связи с географией). В Тульской области месторождений нефти нет, поэтому её и различные нефтепродукты поставляют в Тульскую область железнодорожным и автомобильным транспортом. Нефтеперерабатывающих предприятий тоже нет. (Региональный компонент и связь с ж/д транспортом).


Физические свойства.

Предлагается обучающимся поработать с коллекцией «Нефть», попытаться сформулировать физические свойстванефти.

 

Обучающиеся делают вывод, что нефть – это маслянистая жидкость темного цвета с характерным запахом, легче воды и в воде не растворяется.

Состав нефти.

В разных месторождениях состав нефти неодинаков, но всегда она содержит три вида углеводородов:

 1. парафины (в основном нормального строения),

 2. циклопарафины,

 3. ароматические углеводороды.

Кроме углеводородов,  в нефти содержатся органические соединения, в состав которых входят кислород, азот, сера и другие элементы. Имеются и высокомолекулярные соединения в виде смол и асфальтовых веществ. Всего нефть содержит сотни различных соединений. Добываемая нефть содержит много воды, её называют сырая нефть. Отделив воду, получают товарную нефть,  идущую на переработку.

Нефтепродукты и их применение.

Из нефти выделяют разнообразные продукты, имеющие большое практическое значение (см. таблицу «Продукты крекинга нефти»). Вначале из неё удаляют растворённые газообразные углеводороды (в основном метан). Это попутные нефтяные газы. В связи с тем, что нефть является смесью углеводородов, она не имеет постоянной температуры кипения, поэтому её перегонкой разделяют на фракции «франц. доля, часть».Для получения ценных продуктов на нефтеперерабатывающих заводах нефть подвергают переработке: сначала производят первичную переработку, которая называется  перегонка нефти.  При перегонке нефть разделяют на фракции, каждая из которых является смесью углеводородов (см. таблицу «Переработка нефти»). Это бензин, керосин, лигроин, газойль. Эти нефтепродукты называются светлые нефтепродукты.

Бензин применяется  как горючее для автомашин и самолетов с поршневыми двигателями.


Он используется как растворитель масел, каучука, для очистки тканей. При такой переработке выход бензина составляет 15 – 20 %.  Лигроин является горючим для тракторов, растворителем в лакокрасочной промышленности, идет на переработку в бензин. Керосин используется как горючее для тракторов, реактивных самолетов и ракет. Реактивный самолёт тратит на набор высоты 2 тонны керосина.


Газойль - это жидкое минеральное топливо для дизелей.     

      

Преимущество тепловозов перед электровозами состоит в том, что они  отличаются своей автономностью, т.к. независимы от стационарного источника энергии.


После отгонки из нефти светлых нефтепродуктов остается  вязкая черная жидкость – мазут.  Мазут является ценным нефтепродуктом. Его подвергают дополнительной переработке в вакуумной установке. При этом получают различные сорта смазочных масел: автотракторные, авиационные, индустриальные и др. Как видно, богатый, но далеко не полный перечень. По литературным данным, нефтепереработка и нефтехимия производят порядка 500 различных нефтепродуктов. Мазут подвергают химической переработке на бензин, а также применяют как жидкое  топливо в котельных установках. В частности в Туле Фрунзенская и Зареченская котельные до недавнего времени работали  на мазуте (региональный компонент). После отгонки мазута  остается темная масса - гудрон, который используют в производстве асфальта. Первичная переработка нефти осуществляется на специальных установках, состоящих из ректификационной колонны и трубчатой печи (см. таблицу «Переработка нефти»). 


Нефть подается в трубчатую печь, где нагревается до t o= 320o– 350 oC. Печь обогревается горящим мазутом или газом. Нагретая нефть в виде смеси паров и жидкости поступает в нижнюю часть   ректификационной колонны. 


Это аппарат высотой около 40 метров. Внутри печь выложена огнеупорным кирпичом. Имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями, которые называются тарелками (см. таблицу «Устройство тарелки ректификационной колонны»). 

Пары нефти  поднимаются вверх и проходят через  отверстия в тарелках, постепенно охлаждаясь при своём движении вверх, они сжижаются на тех или иных  перегородках в зависимости от температур кипения (это процесс конденсации – связь с физикой). Сначала отделяется газойль, потом керосин, лигроин и бензин. Часть   бензина подается для орошения, что способствует охлаждению и конденсации паров.  Снизу подают перегретый пар, чтобы из мазута отделить больше углеводородов. По мере накопления нефтепродукта на перегородках, автоматически  открывается клапан,  и нефтепродукт отправляют на склад.

Напоминаю! При первичной переработке нефти образуется только около 20%  бензина.  Количество автомобилей  постоянно увеличивается, поэтому такое количество бензина недостаточно.  Возникла проблема: как можно получить бензин дополнительно?

В 1891г. русский инженер Шухов В. Г. предложил получать бензин переработкой мазута  в вакуумных  установках. Этот процесс называется крекинг (англ. «крек»- расщеплять) – это вторичная переработка нефтепродуктов.


Существует два вида крекинга: термический и каталитический.

Термический крекинг проходит при температуре 4200 -5500 С. Процесс происходит медленно. Бензин получается лучшего качества, чем при первичной перегонке нефти. Но этот бензин содержит много  непредельных углеводородов. Они легко окисляются и полимеризируются, поэтому этот бензин менее устойчив при хранении. В нем образуются микроскопические частицы смолы, которые засоряют двигатель. Чтобы предотвратить это, к такому бензину добавляют антиокислители.

Самый хороший бензин получается при каталитическом крекинге. Процесс идет при температуре 4500-5000С, значительно  быстрее, чем при термическом крекинге,   в присутствии катализатора. В настоящее время в качестве катализаторов используют  синтетические алюмосиликаты. Но при этом виде крекинга катализатор быстро закоксовывается – то есть  покрывается продуктами разложения углеводородов. Были сконструированы установки, работающие по принципу циркуляции катализатора. Из реактора катализатор непрерывно поступает в регенератор, где восстанавливает свою активность, потом снова подаётся в реактор (см. таблицу «Переработка нефти», «Установка для каталитического крекинга в "кипящем слое"»).

Крекинг происходит с разрывом углеродных цепей и образованием более простых предельных и непредельных углеводородов, например:

Образовавшиеся вещества могут разлагаться далее:


Бензин каталитического крекинга еще более высокого качества, чем термического крекинга. В нем содержится меньше непредельных углеводородов, поэтому процессы окисления и полимеризации в нем не протекают. Такой бензин устойчив при хранении.

Предлагается рассмотреть таблицу «Продукты крекинга нефти», на которой изображены продукты,  получаемые при крекинге  нефти и назвать их.

Существует еще один способ переработки нефти – это пиролиз (греч. «пир» – огонь, «лизис» – разложение) – разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре.  При пиролизе получают этилен, ацетилен, бензол, толуол и другие нефтепродукты.

Основным показателем качества бензина является детонационная стойкость. Чтобы понять это явление вспомним из физики, как работает двигатель внутреннего сгорания (межпредметная связь с физикой). В цилиндр двигателя попадает смесь паров бензина с воздухом. Смесь сжимается поршнем и поджигается электрической искрой. Образующиеся при сгорании углеводородов газы  расширяются и совершают работу. Чем сильнее сжимается смесь паров бензина с воздухом, тем большую мощность развивает двигатель  и тем меньше он расходует горючего. 

Но не все сорта бензина выдерживают сильное сжатие. Некоторые углеводороды при сжатии воспламеняются преждевременно  и сгорают с взрывом. Это явление называется детонацией. От детонации происходит сильный износ двигателя, его мощность падает, появляется резкий стук в цилиндре. 

Детонационная стойкость бензина измеряется октановым числом. Это условная единица измерения,  численно равная содержанию в объёмных процентах разветвленных углеводородов и углеводородов нормального строения.

 

Октановое число изооктана, обладающего высокой  детонационной стойкостью принято за 100. Октановое число н- гептана, чрезвычайно легко детонирующего, принято за 0.

Если говорят, что бензин с маркой АИ-92 – это значит, что в нем 92% изооктана и 8% н-гептана. Для улучшения качества бензина добавляют соединения свинца – они ядовиты, могут вызывать  онкологические заболевания. 

При возрастающих масштабах добычи  и переработки нефти большое значение приобретает охрана окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами (межпредметные связи с биологией и экологией).

 

Причины загрязнения могут быть разными - утечка нефти  при ее транспортировке разными видами транспорта. В местах заправки транспортных средств топливом и маслом происходят случайные и намеренные сливы отработанных нефтепродуктов прямо на землю или в водоёмы. На месте этих пятен длительное время не произрастает растительность.

Загрязнение водоёмов нефтью и нефтепродуктами получается в условиях обычного хода производственных процессов по транспортировке нефти, её переработке в портах, при ремонте судов и механизмов из-за недостаточной герметичности ёмкостей и нарушении технологии работ, но в гораздо большей степени – в результате аварий танкеров, перевозящих нефтяные грузы.

Нефть растекается по поверхности воды, нарушая газообмен с атмосферой, лишая растительные и животные организмы нормальной жизнедеятельности. На нефтеперерабатывающих заводах стоят очистные сооружения, в которых нефтепродукты разрушаются микроорганизмами.

Еще более опасно загрязнение атмосферы продуктами сгорания нефтепродуктов на промышленных энергоустановках, тепловых электростанциях, автомобильном транспорте. Эти соединения губительно действуют на всё живое.

Для удаления этих соединений,  нефтепродукты подвергаются гидроочистке – нагреванию на катализаторе в присутствии водорода.

Существуют и другие методы защиты окружающей среды на нефтеперерабатывающих заводах. 


Право на здоровую окружающую среду принадлежит к новому поколению прав. Его включение в конституцию обязывает государства нести ответственность за экологически непродуманные действия.

Текст статьи 42 Конституции России помещён в приложении № 5.

Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования. Поэтому экологическое образование должно стать одной из основ системы образования. Экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определяя допустимые меры её преобразования. Основная цель экологического образования – формирование ответственного отношения к природе. Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления.

Экологизация системы образования – это характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого разного профиля.


Сообщение обучающегося о загрязнении окружающей природной среды выбросами от передвижных источников и, прежде всего тепловозов (приложение № 7).

Хозяйство железнодорожного транспорта находится в особых взаимоотношениях с окружающей природной средой, поскольку практически все географические пояса России испытывают влияние производственной деятельности железнодорожного транспорта.

Особую остроту приобретает проблема загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами от передвижных источников и, прежде всего, тепловозов. Ежегодно выбросы загрязняющих веществ от тепловозов составляют 2 млн. тонн в год. Тепловоз по интенсивности выбросов токсических веществ соответствует 40 – 50 легковым, 10 – 15 грузовым автомобилям. Носителями этого свойства является сажа, смолы, минеральные аэрозоли, частицы и пары топлива. Дизельная сажа адсорбирует на своей поверхности органические вещества, являющиеся производными несгоревших углеводородов топлива и смазочного масла. В состав органической фракции входят полициклические ароматические углеводороды (канцерогены), например, бенз-а-пирен, которые обусловливают повышенную опасность частиц дыма для здоровья человека.


5. Проверка понимания обучающимися нового материала.

Задача этапа: установить, усвоили или нет обучающиеся содержание новых понятий, закономерностей; устранить обнаруженные пробелы.

6. Закрепление нового материала.

Задача этапа: закрепить у обучающихся знания, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Для достижения данной цели проводится самостоятельная работа с использованием мультимедийной  доски.

  1. Назовите важнейшие нефтепродукты и области их применения.
  2. Какие смазочные масла используют на производстве?
  3. На каких агрегатах осуществляют перегонку нефти?
  4. Чем отличается термический крекинг от каталитического?

7. Задание на дом.

Задача этапа: выработка у обучающихся исследовательских и когнитивных (изучение, осознание) навыков, обеспечивающих способность обучающихся проводить различия и устанавливать связи, понимать значимость критериев, приводить примеры, сравнивать и анализировать, адаптировать полученные на уроке знания к своей профессии.

Сообщить обучающимся о домашнем задании, проинструктировать о его выполнении. Подвести итоги работы группы.

На основе  знания темы «Нефть, её состав, переработка» подготовить сообщения о применении нефтепродуктов на железнодорожном транспорте.

8. Подведение итогов занятия.

Задача этапа: проанализировать работу всей учебной группы и отдельных обучающихся, аргументировать выставленные отметки, замечания по уроку, перспектива на следующий урок: тема «Коксохимическое производство».

Литература

  1. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия 8, 10, 11 классы. Волгоград, Учитель, 2002
  2. Брейгер Л.М. Химия. 10 класс. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2003
  3. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.  География 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Современный мир. М., Просвещение, 2013
  4. Крицман В.А., Станцо В.В. Энциклопедический словарь юного химика. М., Педагогика, 1990
  5. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Химия. Учебник для 10 класса. М., Вентана-Граф, 2013
  6. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательной школы. М., Школа-Пресс, 2010
  7. Муравьёв Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник Администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (часть II), М., 2002
  8. Павлова Е.И. Экология транспорта. М., Транспорт, 2000
  9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 10 класса. М., Просвещение, 2013

Приложение № 1

Тест № 1

«Природные источники углеводородов».

1. Главным компонентом природного газа являются…:

а) этан   б) метан   в) бутан   д) СН4

2. Природный газ используется как…:

а) сырьё для получения ацетилена, т.к. в его составе имеется метан;

б) топливо, т.к. при сгорании природного газа выделяется много тепла и природный газ относительно дёшев;

в) в медицине, т.е. этот газ облегчает дыхание;

г) сырьё для получения трихлорметана (хлороформа), применяемого в медицине.

3. Попутный газ отличается от природного тем, что…:

а) не отличается; б) состоит из одинаковых соединений, но в разных объёмных отношениях; в) содержит большое количество тяжёлых углеводородов; г) не содержит метана.

Ответы: 1 – б, д;   2 – а, б, г;   3 – в.

Тест № 2

«Ароматические углеводороды».

1. Молекулярная формула бензола…:

а) СН4   б) С2Н2   в) С6 Н6   г) С2Н6

2. В каком агрегатном состоянии находится бензол?

а) газ; б) твёрдое вещество; в) жидкость.

3. Напишите структурную формулу бензола.

4. Кто предложил современную структурную формулу бензола?

а) Кучеров   б) Бутлеров   в) Кекуле   г) Менделеев.

5. Напишите взаимодействие бензола с хлором. Это относится к реакциям…    

а) присоединения   б) замещения   в) обмена.

Тест № 3

«Ароматические углеводороды (повышенной сложности)».

а) толуола; 6) бензола; в) метилбензола; г) циклогексана.

                                                     

2. Толуол СН36Н5 является…:

а) изомером метилбензола;        6) гомологом бензола;    в) гомологом

этилбензола; г) изомером этилбензола.             

3. Бензол, реагируя с хлором в присутствии катализатора, образует…:

а) С6Н6CI6      б) хлор6ензол     в) С6Н5CI    г) гексахлоран 

д) 1,2,3,4,5,6-гексахлорциклогексан.                 

Ответы:1 – б; 2 – б, в; 4 – б, в.

 

Приложение № 2

 

Фронтальный опрос.

1. Какие главные природные источники углеводородов вам известны?

Ответ: природный и попутный нефтяной газы, нефть, каменный уголь.

2. Каков состав природного газа?

Ответ: метан, этан, пропан, бутан.

Покажите на карте важнейшие месторождения:

а) природного газа; б) нефти; в) каменного угля.

3. Какие преимущества по сравнению с другими видами топлива имеет природный газ?

Ответ: при сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит эффективным дешёвым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах и т.д. Лёгкая воспламеняемость, возможность предварительного нагрева и получения высокой температуры, отсутствие золы и шлака при нагревании.

1. Для каких целей используют природный газ в химической промышленности?

Ответ: в химической промышленности из природного газа получают ацетилен, этилен, водород, сажу, различные пластмассы, уксусную кислоту, красители, медикаменты и другое.

2. Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного газа?

Ответ: В попутных газах содержится меньше метана, чем в природном газе, но в них значительно больше его гомологов.

3. Охарактеризуйте основные продукты, получаемые из попутных газов.

Ответ: из них получают этан, пропан, ацетилен водород и другие вещества.

 

Приложение № 3

«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года»

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 2003 г. № 1234-р

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования.

Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка.

Высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии.

Прогнозные параметры социально-экономического развития.

Оптимистический вариант характеризуется ростом валового внутреннего продукта к 2020 году в 3,3 раза к уровню 2000 года, увеличением объёма инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период в 7 раз, высокими мировыми ценами на нефть марки Юралс (до 30 долларов США за баррель в 2020 году) и газ (138 долларов США за 1000 куб. м в 2020 году). При этом среднедушевой объём валового внутреннего продукта к 2020 году в ценах 2000 года достигнет уровня 179,2 тыс. руб./чел., а доля ТЭК в промышленности России составит 19,8% против 29,5% в 2000 году.

 

Приложение № 4

 

Приложение № 5

Статья 42. Конституция РФ.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

       Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.
       Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

       Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.        Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.
       Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.       За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации.     Согласно ст.13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности по закону. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.      Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане — до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).
       В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв.        Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств государственных экологических фондов.

       Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст.1079 ГК.
       Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями.        Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются и развиваются в российском федеральном законодательстве — Земельном и Водном кодексах, основах лесного законодательства, законах о недрах, о животном мире, об охране и использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях. Утверждено и начало применяться Положение об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), согласно которому должны проводиться общественные слушания проектов, затрагивающих окружающую среду, учитываться и обсуждаться ближайшие и отдаленные последствия хозяйственной и иной деятельности, приниматься во внимание мнение населения, находящегося в сфере влияния проектируемого, строящегося или реконструируемого объекта.        Одной из узловых стадий природоохранной деятельности становится государственная экологическая экспертиза. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г. граждане могут направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, получать от них информацию о результатах проведения экспертизы, обжаловать выводы в суде. По инициативе граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза — независимо от государственной и параллельно с ней. При этом проводящие ее общественные объединения вправе получать от заказчика документацию, участвовать через наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, получать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению экологической экспертизы.        Провозглашенная в ст.12 Конституции самостоятельность органов местного самоуправления предусматривает и некоторые гарантии в области экологии. Органы местного самоуправления могут, в частности, получать информацию об объектах и результатах экологической экспертизы, проводить по ним опросы, референдумы среди населения, информировать государственные органы, в том числе прокуратуру, о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения.        Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется лишь на основании решения суда или арбитражного суда.        В осуществлении предусмотренных Конституцией экологических прав граждан решающее значение приобретает их информационное обеспечение. Важно здесь подчеркнуть невозможность утаивания, сокрытия экологических сведений. В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993г. «О государственной тайне» не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, о фактах нарушения прав и свобод гражданина. Таким образом реализуются в области экологии положения ст. 29 Конституции о свободе информации.

 

Приложение № 6

Словарная работа:

Фракция (фр.- доля, часть); бензин, керосин, лигроин, газойль, мазут, гудрон. Крекинг (англ. – «крек» - расщеплять); изооктан, н-гептан, детонация, октановое число, пиролиз.

 

Приложение № 7

Сообщение на тему: «Воздействие железнодорожного транспорта

на окружающую природную среду»

Эволюция развития человечества и создание индустриальных методов хозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, одним из элементов которой является железнодорожный транспорт. Природная среда при функционировании элементов техносферы является источником сырьевых и энергетических ресурсов и пространством для размещения ее инфраструктуры.  Функционирование  любого элемента  техносферы, в том числе и железнодорожного транспорта, должно основываться на следующих принципах:
1. Проведение количественной и качественной оценки общего и локального потребления природных ресурсов исходя из местных региональных и федеральных возможностей;

 2. Проведение количественной и качественной оценки влияния различных видов деятельности общества на состояние экологических систем, природных комплексов и природных ресурсов;

3. Нормирование уровня антропогенных воздействий от различных видов деятельности общества, в том числе и объектов железнодорожного транспорта на природную среду;

4. Обеспечение равновесия в кругообороте веществ и энергии путем ограничения воздействия на природу, исходя из ее возможностей по самоочищению и воспроизводству;

5. Ограничения воздействия на природную среду с помощью различных методов и средств очистки выбросов в атмосферу, стоков в водоемы, отходов производства, физических излучений;

6. Создание экологически чистых производств, технологий, подвижного состава, оборудования и транспортных систем;

7. Использование методов экологической профилактики функционирования отраслей и объектов железнодорожного транспорта путем выполнения природоохранных мероприятий и внедрения технологических средств;

8. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды;

9. Использование экономических методов в управлении охраной окружающей среды и рациональным природопользованием;

10.Неотвратимость наступления ответственности за нарушение правил, норм, законов по охране окружающей среды.

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первое место среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второе место после автомобильного транспорта. Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества. Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли. Каждый элемент системы имеет прямые и обратные связи друг с другом.
Железнодорожный транспорт постоянно воздействие на природную среду. Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисных границах. Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяется составом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие может быть локальным от единичного фактора или комплексным от группы различных факторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которые зависят от вида воздействия, их характера, объекта воздействия. Для оценки уровня воздействия объектов транспорта на экологическое состояние природы используют следующие интегральные характеристики:

1. Абсолютные потери окружающей среды, выражаемые в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, людей);

2. Компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режиме, создаваемом принудительно;

3. Опасность нарушения природного баланса, возникновение неожиданных потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей природной среде;

4. Уровень экологических потерь, вызываемых воздействием объектов транспорта на окружающую среду.

Эти характеристики и позволяют определить экологическую безопасность в регионах расположения транспортных объектов. Любое воздействие объектов транспорта на природу вызывает ответную реакцию, которая проявляется в следующих формах: адаптационной с локальным или статическим смещением равновесия; восстанавливающейся или самовосстанавливающейся, характеризующейся полным возвратом экосистемы в исходное состояние; частично восстанавливающейся, когда экосистема восстанавливает только часть своих свойств и характеристик; невосстанавливаемой, когда в экосистеме образуются необратимые сдвиги от исходного ее состояния.

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающаяся  способность природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых организмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов.
Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук,

ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы).
Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие на небольших площадях, действующие на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт. Основными направлениями снижения величины загрязнения окружающей среды являются: рациональный выбор технологических процессов для производства готовой продукции и ее транспортирования; использование средств защиты окружающей среды и поддержание их в исправном состоянии.
Интегральным критерием экологической эффективности производственной деятельности объектов железнодорожного транспорта служит степень нарушения природного баланса в регионе. Опасность нарушения природного баланса количественно связана с антропогенными факторами производственной и хозяйственной деятельности людей в регионе. В случае, если природная среда не способна справиться с воздействием железнодорожного транспорта, необходимо предусматривать очистные сооружения или проводить восстановительные работы. Равновесие в природной среде обеспечивается поддержанием энергетического, водного, биологического, биогеохимического балансов и их изменением в определенный промежуток времени. Количественные характеристики перечисленных балансов зависят от географического положения регионов, климатических условий, величины использования ресурсов, природных явлений и степени загрязнения окружающей среды.

Обеспечить равновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и других методов. Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользования исходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде. Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояние охраны окружающей среды. Экономические методы предусматривают определенные виды затрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату за ресурсы, возмещение ущерба. Организационные методы основаны на научной организации природопользования и выполнении административных и правоохранных мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду. Технические методы основаны на создании новых технологий и производственного оборудования, уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективных средств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы. Санитарно-гигиенические методы предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды с целью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияния загрязнений на людей и природу.

 

Автор: Чугреева Надежда Константиновна

преподаватель ГПОУ Тульской области

«Тульского железнодорожного техникума

им. Б.Ф. Сафонова»