Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Подгрупповое занятие для детей

подготовительной группы по теме:

 «Звук и буква «Х»»

Цель:

- Познакомить со звуком и буквой « Х»

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнять правильную артикуляцию звука [Х];

- продолжать учить звуковому анализу слов из трех-четырех звуков;

- продолжать учить выделять слова со звуком [Х]

- продолжать учить определять количество слогов в слове;

- продолжать обучать детей приемам работы на интерактивной доске;

- активизировать словарный запас детей по теме «Хлеб – всему голова»

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать фонематическое восприятие

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навык сотрудничества, отзывчивость

 

Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Noteebook 11,  образец буквы «Х», тетради, карандаши.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас сегодня. Вместе со     мной  сегодня на занятие пришел хомячок. А как его зовут, вы узнаете, если соберете слово   по  первым звукам.          

Слайд № 1. (1 мин.)


 

II. Сообщение темы занятия.

 Логопед. Ребята, поможем Хомке назвать предметы, которые перед вами. (словарная работа : хижина, яхта.)

 Слайд № 2. (2 мин.)


Какой звук встречается во всех этих словах? Сегодня со звуком и буквой «Х» мы с вами и познакомимся.

 

III. Знакомство с артикуляцией звука «Х». Характеристика звука.

Слайд № 3. (3 мин.)


 

IV. Деление слов на слоги.

Логопед.А сейчас вместе с хомяком будем делить слова на слоги. На первую полку поместим слова, которые состоят из одного слога, на вторую - из двух слогов, а  на третью слова, где три слога.

Слайд № 4. (5 мин.)


 

V. Знакомство с буквой.  

Рассматривание буквы. Логопед. Сколько элементов понадобиться, чтобы букву «Х»  напечатать? На что или на кого буква «Х» похожа. (Печатанье буквы в воздухе, затем в тетради).

 

VI. Чтение слогов.

Слайд № 5. (2 мин.)


 

VII. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

 

VIII. Дидактическая игра  «Слово сломалось»

Слайд № 6. (3 мин.)


 

IX. Хлеб - всему голова. Знакомство с родственными словами. 

Логопед: Отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место

Слайд № 7. 


 

Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

  • хлеб – растение (снопик пшеницы)
  • хлеб - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
  • хлеб - любая пища человека (продовольствие)

Родственные слова.

- Ласково назовём ... (хлебушек)

- Небольшой хлеб ... (хлебец)

- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)

- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)

- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)

- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)

- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)

- Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

 

X. Логопед. Чтобы хлеб появился на наших столах, человеку нужно проделать долгий и трудный путь.

Слайд № 8.    


 

Рассказ логопеда по иллюстрациям

а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют;

б) зерно  сеют на поле;

в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей;

г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат.

д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку.

е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки и…

 

XI. ИтогНу что ребята, расскажите, что же мы сегодня с вами делали? Что узнали нового, интересного?  Какое задание было самым интересным? А что было сделать трудно?

 

Авторы: учитель-логопед Панфилова Галина Петровна, 

учитель-логопед Иванова Людмила Васильевна 

МБДОУ «Детский сад № 83» г. Иркутска