Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Классный час в 6 классе по теме:

«Поговорим о профессиях»

Цель:

  • Проведение профориентационной работы среди подростков на начальном  этапе профессионального самоопределения;
  • Воспитание потребности в правильном выборе профессии.

 

Задачи:

1. Подвести учащихся к умению ориентироваться в информации, выделять  ключевые положения в сообщении учителя, высказывать суждения и  аргументировать свой выбор, инсценировать и интерпретировать  информацию,  формулировать свою  позицию.

2. Подвести  учащихся  к  пониманию  о  том, что каждая  профессия  предъявляет  человеку определенные  требования, соответствует  ли  человек  по  свои  качествам  требованиям  профессии,  которую  он  занимает;

3. Способствовать включению учащихся в аналитическую познавательную   деятельность о главных качествах,  необходимые  хорошему  врачу, почтальону,  учителю, контролеру, повару, пилоту, инженеру и т.д. через игры, упражнения  и  тренинги.

 

Аннотация (краткое  описание  работы):

Разработка внеклассного мероприятия в номинации классный час по  профориентированию  среди  учащихся  подросткового  возраста  6-7  классы   учитывает деятельностный  подход,  который  основывается  на  активной  деятельности  обучающихся. Теоретический  материал  в  ходе  классного  часа  сопровождается практическими  заданиями  в  виде  тренингов,  упражнений,  сообщений, рефлексии, которые  связаны  с  игровым  моментом и поэтому  являются   условием  видения  профессии, что  дает  возможность осознания и  понимания  того, что человек при неправильном  выборе профессии не будет  счастлив.

 

Рабочие материалы:

  • Ручки,  листы  бумаги,  подготовленные  задания группам;
  • Подготовленные кроссворды;
  • Информационные  материалы по  профориентации.

 

Форма  проведения  классного  часа:  состязание -  конкурс  двух  команд.

 

Организационная  часть

Оформление  доски:

  1. Схема «Факторы  выбора  профессии» (по Е.А. Клименко)
  2. Словарь основных понятий 

Словарь

Специальность -  вид  занятия  в  рамках  одной  профессии.

Профессия – род  трудовой  деятельности, требующий  определенной  подготовки  и  являющийся  обычно  источником  существования.

Квалификация – профессия,  специальность; степень  годности  к  какому–либо  виду  труда,  уровень  подготовки.

Призвание -  наивысшая  степень  соответствия конкретного  человека  и  его  работы.

Карьера – достижение  наивысших  результатов; продвижение  по  служебной  летснице. 

 

Мотивация  игровой  деятельности

Вводное  слово  учителя:

В мире насчитывается  около 40 тыс. разных профессий. Ежегодно 25 миллионов  человек меняют  свое  место работы, 12% из  них  возвращаются  обратно. Как  найти ту  единственную  профессию,  которая  бы  полностью  устраивала, чтобы ее  избрание  приносило  пользу  обществу, людям? Надо ли  сознательно  готовить  себя  к  выбору будущей  профессиональной  деятельности? Ответы  на  эти  вопросы мы  постараемся  найти при проведении  классного  часа.                                                                                                                                                                                                                                               

Объявление о форме  проведения классного часа: состязание-конкурс двух  команд, о правилах  поведения во время  игры; представление жюри, приветствие  капитанов  команд, представление  команд.

 

Информационная  часть

  • Фотостенд   людей разных  профессий города, выполняющих  свою  работу;
  • Представление учащимися профессий родителей;
  • Анализ  схемы «Факторы  выбора  профессии»;
  • Разбор словаря  новых понятий.

 

Аналитический блок

Конкурс №1.  Конкурс капитанов

Капитан команды «Сталевар» составляет список так называемых женских  профессий.

Капитан  команды «Программист»  составляет список  мужских  профессий.

Каждый из капитанов придумывает вместе с командой историю о  представителе  одной  из  профессий, которую  могут  занимать  как  мужчины,  так  и  женщины.

Заслушивание  команд.

Вопросы  команде «Сталевар»:

1) Назовите правила для  выбора этой  профессии мужчиной  и  женщиной.

2) С чем  вы   можете  не  согласиться?

3) Где  вы  можете получить  информацию  об этой  профессии?

Вопросы  команде «Программист»

1) Какое  утверждение о профессии  у  вас  вызывает  сомнение?

2) Как вы думаете, бывает ли  такая  работа, которую невозможно делать с любовью?

3) Что  самое  главное для  успешной  работы?

Обсуждение и сравнение работы учащихся в группах; сравнение ответов  учащихся, подведение  итогов  обсуждения.

 

Конкурс №2. Конкурс  команд: «Гимн Сталевару, Гимн Программисту» 

Команды перечисляют качества необходимые людям этих профессий. Все перечисленное  записывается  на  доске. Затем  каждая  команда  составляет  из  этих  слов гимн  лучшему сталевару  и  хорошему  программисту.

Прослушивание  «сталеваров»  и  «программистов».

Определение  наиболее  нестандартных  и  интересных  выступлений     учащихся.

 

Конкурс №3.  «Ситуации»

Командам предлагаются ситуации. Члены команд должны по очереди ответить, как  поступят  представители профессий в данных ситуациях, и придумать  сценку – диалог  между  врачом и больным; учителем и учеником.

Ситуации:

  • К врачу  пришел  старик, который  был  не  согласен  с  тем,  как  врач  его  лечит;
  • Перед  кабинетом  врача  поругались  несколько  больных;
  • Медсестра  часто  опаздывает  на  работу;
  • Врач  заметил,  что  медсестра плохо  моет  медицинские  инструменты.
  • В школу пришел отец ученика и потребовал от учителя журнал успеваемости для  ознакомления  с  оценками  сына;
  • В классе  на  уроке ученики  стали  драться;
  • Ученик  часто  опаздывает  на  уроки;
  • Преподаватель  заметил,  что  студент  списывает  во время  экзамена.

 

Мотивационно-информационный блок

Чтение  рассказа «В Брюссельском  трамвае» (М. Максвелл)

1) Как  вы  думаете,  почему автор  рассказа запомнила  кондуктора  трамвая на  всю  жизнь?

2) Приносит ли людям вред отсутствие профессионализма и компетентности в своей  специальности?

3) К чему приводит такие качества, как жестокость, высокомерие, бестактность, беспринципность, лень, небрежность, неаккуратность?

4) Что  будет     с  человеком,  потерявшим одно из перечисленных качеств?

Обсуждение, определение  учащимися  команд  морально-этических  норм, связанных  с  выполнением  своих  профессиональных  обязанностей.

Рейтинг  на  самое  лучшее  инсценирование  ситуации.

 

Конкурс №4. «Профкроссвордисты»

Разгадав кроссворд, вы прочтете слово, без которого не достигнешь в профессии совершенства.


По  горизонтали:

  1. Мастер своего дела.
  2. Работница,  изготавливающая вязаный трикотаж.
  3. Предмет (емкость)  для  хранения  разного рода  жидкостей.

 По  вертикали:

  1. Кто  строгает  и  поет,  древесине  жизнь  дает?
  2. В сказке -  доктор Айболит,  а  в  жизни  лечит все,  что  у  зверей  болит.
  3. Он весь день у печи выплавляет кирпичи из железа и свинца для  умельца-кузнеца.

 Оценивание  работы  команды  по  критериям:

  • Работа  в  коллективе;
  • Участие  в  обсуждении;
  • Способность   отстаивать  свое  мнение,  уважая  мнение  и  позицию  другого.

 Отбор по  критериям лучшей  команды.  

Обобщение полученных  знаний  о  том, что каждая  профессия  предъявляет  человеку определенные  требования, что при выборе  профессии  необходимо  знать, соответствует  ли  человек  по  свои  качествам  требованиям  профессии,  которую  хочет  приобрести. И главное, нужно любить то дело, каким  занимаешься.

Подведение  итогов членами жюри, оглашение  команды-победителя.

 

Заключительная  часть

Прочтение цитаты на доске:

«Работу  следует  рассматривать как  ваш личный  дар обществу… Труд – это  ваш вклад в жизнь других и, конечно, в свою собственную» (Мэри Максвелл)

Что значит работать на  благо человечества?

Задание  командам: Нарисуйте плакат на тему: «На благо человечества».

 

Вывод  по  теме  классного часа, самооценка  деятельности:

Отбор самого лучшего  предложения, начинающегося со слов «Оказывается…», которое бы отражало полученные познавательные и  личностные  универсальные  учебные  действия   на  мероприятии.

 

Итоговая рефлексия:

1) Что показалось  вам самым  важным  и  нужным?

2) Что  пригодится  вам  для  жизни?

3) Что поможет  вам  найти  правильное  решение в  жизненных  ситуациях выбора  профессии?

Рефлексия участников  внеклассного  мероприятия по шкале  оценок и мнений:

 

1.______0_______1______2______3______4______5______6______

 

6 - повлияло очень сильно;

5 - повлияло сильно;

4 - повлияло в значительной мере;

3 - повлияло, но незначительно;

2 - почти не повлияло;

1 - не повлияло;

0 - совсем не повлияло;

-1 – отрицательно повлияло.

Приложение

Схема «Факторы выбора профессии» (по А.И. Клименко)

Словарь

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ-  вид  занятия  в  рамках  одной  профессии;

ПРОФЕССИЯ - род  трудовой  деятельности, требующий  определенной  подготовки  и  являющийся  обычно  источником  существования.

КВАЛИФИКАЦИЯ – профессия,  специальность; степень  годности  к  какому – либо  виду  труда,  уровень  подготовки;

ПРИЗВАНИЕ - наивысшая  степень  соответствия конкретного  человека  и  его  работы.

 

Автор: Логунова Зинаида Петровна

учитель МОУ ООШ № 29

г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края