Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Народный календарь

«Обрядовые праздники мордовского народа»

Пояснительная записка

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, устно – поэтическому творчеству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Основной составной частью духовной культуры мордвы являются народные обряды, объединяющие элементы устно – поэтического творчества, драматического и декоративно – прикладного искусства.

Обряды подразделяются: сезонные, связанные с земледелием, скотоводством, семейные и церковные. Цикл сезонных мордовских обрядов выделяется у мордвы до начала 20 века. Постепенно обряды утратили магическо - ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, сбора урожая и т.д. 

Данная методическая разработка опирается на цикличность народного календаря. В представленных материалах сделан акцент на ознакомление детей с мордовскими обрядами, праздниками и приуроченных к ним устно – поэтическим творчеством мордовского народа.

Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- в доступной форме дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающей природе, народному фольклору, истории своего народа.

Воспитательные:

- формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

Представлены образовательные области: познавательно–речевая, социально-коммуникативная, художественно–эстетическая. Представлен перечень пособий и материалов, используемых в данной методической разработке.

 Январь: «Роштувонь куд» (Рождественская изба).

Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае.

Праздник Рождества – один из самых почитаемых праздников. Особенно он был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались Святками.  («Святки» – от слова святой). В этот день славили Христа. Люди ходили в гости, дарили подарки, угощали друг друга, веселились, желали всем здоровья, добра, хорошего урожая. Большое участие в таких прославлениях принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали. («Коляда» - старинный рождественский обряд прославления праздника песнями). Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста.

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог.

Коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

 

Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Зимой за малиной не ходят.

На чужой печке бок не согреешь.

Гость в дом – Бог в дом.

Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться.

Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох.

Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи. 

Февраль: «Мастя» (Масленица).

Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:

 

«Солнышко, выйди, выйди,

Получишь ложку каши!

Солнышко, выйди, выйди,

Получишь красного петушка!»

 

«- Бабушка, бабушка,

Орешки твои где?                                                                                       

- В горшочке на полке.

- Вынеси в чашке с маслом,

Если не орешки, так блины,

Чтоб были маслом мазаны».

 

Приметы: Февраль теплом

приласкает, и морозом отдубасит.

Февраль богат снегом, апрель –

водою.

Если на масленицу снег, лето будет дождливым.

 

 

 

Март: Призыв весны с 22 марта («Жаворонки»).

 

Основная тема обряда: выпечка «жаворонков», «ласточек».

 

В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия.  Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков.  Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

 

Закличка:

Жаворонки прилетайте, 

Ясно солнце принесайте.

Нам зима то надоела,

Хлеба, соли все поела.

Шапа, жарапа, жаренная лапа.

Дай бог нам хлеба.

На многие лета.

 

Примета:

На Евдокию оттепель – лето будет

с сочною травою.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Увидел грача – весну встречай.

 

Апрель: «Вербавань озкс» (Вербное моление), «Инечи чи» (Пасха).

 

Основная тема обряда:  начало полевых работ, подготовка к празднику Пасхи.

 

Пасхе предшествовал православный праздник вербное воскресенье.  В  храме  освещались веточки вербы. Юноши и девушки ходили по домам, ударяя спящих людей. Таким образом, передавали силу растения человеку.  Ветками вербы выгоняли домашних животных на первые весенние луга. Верили в силу вербы, которая помогает от болезней.

 

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла.

«Вай, спите! Спите!

Не бойтесь, что проснетесь

Вербой мы вас побьем.

Для хорошего урожая,

Для доброго здоровья.

 

Мы на Пасху все идем,

Все идем, все идем,

Куличи в руках несем,

Мы несем, мы несем!

 

Приметы:

В апреле чудит погода: днём – лужи, а вечером – стужа.

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Чибис прилетел - на хвосте воду принес.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

 

 

 

Май: «Троицянь чи» (Троица). Праздник березки.

 

Основная тема обряда:  Украшение домов, улиц ветками березы.

 

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

 

Кизэ, сак,  сак!                  Лето, приди, приди!

Лембе тундо, тук, тук!        Весна, уйди, уйди!

Сетьме пизиме кант, кант!  Принеси нам теплый дождь!

Тусто сюро макст, макст!    Вырастет густая рожь!

 

Приметы в мае:

 

Май холодный – год хлебородный!                             

Майских жуков много – к засухе.

Месяц май не холоден, так голоден.

 

Пословицы о Мае:

Придет май — о долгом сне не вспоминай.

Майская травка и голодного кормит.                                                                                       

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.


 

 Рекомендуемые мероприятия:

 

Игры – драматизации: «Рождественские колядки», «Проводы зимы» (Масленица), «Пасха ясная, Пасха красная!», «Теремок» (пасхальная сказка), « Праздник березки»,  «Посиделки», «Народные игры и забавы».

 Литература. 

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск, 2011.   

2. Анувский В.А. Краткий этнографический очерк мещеры. Пензенские губернские ведомости,1962,№№ 24,27,28.

3. Устно – поэтическое творчество мордовского народа.

Т.4. кн.1 Пословицы и поговорки. Предисл., вступит. Статьи, пер., примеч., указ. К.Т. Самородова/ Общ. Ред. Э.В. Померанцовой и Л.С. Кавтаськина. Саранск.1967.

Т.4. кн.2. Мордовские загадки. Предисл.,  послесл., примеч.  И  указ. К.Т. Смородова./  Общ. Ред. В.Я. Евсевеева. Л.С. Кавтаськина. Саранск, 1968.

4. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. Саранск, 1966.

5. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы./Под редакцией доктора исторических наук профессора В.И. Козлова.

6. Мордовские пословицы,  присловицы и поговорки. Саранск,1986.

7. Мордва. /Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. Саранск 2004.

8. Седова Л.В.   Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки. Саранск, 2009.    

9. Афанасьев А.Н. Дерево жизни: Избр. Статьи. М.,1983

10. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.

11. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск, 2004.

 

Авторы: Лобанова Лариса Николаевна,

Маркина Нина Семёновна,

Нуйкина Валентина Юрьевна,

Чембаева Светлана Николаевна

МДОУ «Детский сад № 127 комбинированного вида»

г. Саранска Республики Мордовия