Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Воспитательно–образовательный проект

«Растим патриотов»

 

Если не мы, то кто же

  Детям нашим поможет

    Россию любить и знать,

       Как важно – не опоздать!

 

Тип проекта

Творческий, фронтальный, долгосрочный (2013 – 2015 год)

 

Актуальность: Коренные преобразования в стране конца 20-го - начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма.

         В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях?

         Патриотизм в современных условиях  - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

         Любовь и уважение маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

         Взрослый (педагог и родитель) должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу, (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка дошкольника. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

         Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

         Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

         Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы  у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Положительный  результат достигается от систематической работы, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Нам педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить (именно возродить) потерявшую в последние годы актуальность работы по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам ВОВ, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

         В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Проблема:  

  1.  Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье,  о  родном городе, об истории страны, особенностях русских традиций.
  2. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

 

Цель проекта:

  1. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
  2. Формирование основ патриотического воспитания, привитие любви к Отечеству, своему народу, к своей малой Родине через организацию познавательной и игровой деятельности детей.

 

Задачи проекта:

  1. Изучить методическую литературу по теме «Организация патриотического воспитания у детей дошкольного возраста».
  2. Обобщить опыт  работы педагогического коллектива детского сада.
  3. Изготовить дидактические игры, направленные на формирование у детей знаний о государственной символике.
  4. Создать банк мероприятий направленных на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  5. Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

 

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей и подготовительной группы, родители.

 

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта будут получены следующие результаты:

  1. Повысится уровень теоретических знаний по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Увеличится разнообразие методов и приемов, которые направлены на расширение у детей знаний о родном городе, стране и ее символике.
  3. Расширится предметно-развивающая среда и методическое обеспечение по патриотическому воспитанию.
  4. Сформированность  у дошкольников устойчивого представления о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

 

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в три основных этапа:

I этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2013 года) На данном этапе осуществляются мероприятия, необходимые для реализации самого проекта:

  1. Подбор и изучение методической литературы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  2. Приобретение необходимого материала для изготовления наглядных пособий и дидактических игр.
  3. Составление перспективного плана реализации проекта плана

II этап – основной (декабрь 2013 – май 2015 года). На основном этапе происходит реализация запланированных мероприятий. Работа по реализации проекта будет осуществляться по двум направлениям:

1. Организация деятельности с родителями

2. Организация деятельности с детьми

3. Работа с педагогами

III этап - заключительный (май  2015 года) На заключительном этапе будет осуществлена оценка проделанной работы в период реализации проекта. Создание фильма.

 

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.
  4. обобщение опыта работы детского сада

 

Формы работы:

1. Организованная деятельность детей

2. Дидактические игры

3. Чтение художественной литературы

4. Продуктивная деятельность.

5. Развлечение.

 

Стратегия реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Цель

Участники

Подготовительный

(сентябрь-ноябрь 2013 года)

  1. Изучение нормативно – правовой базы по теме.
  2. Подбор и изучение методической литературы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  3. Приобретение необходимого материала для изготовления наглядных пособий и дидактических игр.
  4. Составление перспективного плана реализации проекта плана.
Изучение правой основы патриотического воспитания на современном этапе.
Накопление теоретических знаний педагогами по теме воспитание нравственно – патриотических  качеств у дошкольников, приобщение родителей к активной работе по теме.

Заместитель заведующего, члены инициативной группы

Основной

(декабрь 2013 – май 2015 года)

 

 

 

Работа с детьми

Проектная деятельность

1. «С чего начинается Родина »;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Никто не забыт и ничто не забыто»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Песни, с которыми мы победили»

 

 

 

 

 

4. «Знакомим детей с творчеством Пушкина»

5. «Хлеб – всему голова»

6. «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»;

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию детей.

Обобщение и расширение знаний о Великой Отечественной  войне.  Воспитание нравственно патриотических чувств  на основе изучения истории своей  семьи и страны.

Знакомство детей с военной песней - своеобразной музыкальной летописью Великой Отечественной войны.

Развивать представление детей о творчестве русского поэта А.С.Пушкина.

Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу. Вовлечение каждого участника в активный познавательный и творческий процесс; формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности:  познавательную;   творческую (художественно-эстетическую);  коммуникативную.
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель заведующего, воспитатели, педагоги ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели, музыкальный руководитель 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель 

 

Духовно–нравственное развитие дошкольников

Занятия по программе Л.А. Шевченко «Добрый мир»

Обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно-нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Педагог–психолог 

Организованная деятельность

  1. «Дружат дети всей земли»;
  2. День защитника Отечества;
  3. «Что я расскажу гостю из другой планеты о своем городе»;
  4. «Название, цвет и украшение женских головных уборов в созвучии с национальным многообразием нашей страны»;
  5. «С чего начинается Родина…»;
  6. «Наш город»;
  7. «Моя семья – моя родословная»;
  8. «Забавы вокруг печки»;
  9. «Отчизны верные сыны»;
  10. «Тот герой, кто за Родину горой»;
  11. «Природа родного города»;
  12. «Улицы  родного города»;
  13. «Береза – символ России»;
  14. «Герои войны 1812 года».

1.Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию

2. Обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник).

 - Расширять и обогащать представления детей о русских богатырях.

- Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа.

- Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

- Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

- Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

-  Знакомить детей с понятиями – Родина, Отечество;

- Создавать в воображении детей образ Родины;

- Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Заместитель заведующего, члены инициативной группы, педагоги, воспитанники, родители.

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Ч.С. Баруздина «Страна, где мы живем»,   «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто  «На заставе»,  С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение»

Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), «Окраина Москвы» (1941) П. Корин. Маршал Г.К.

Заучивание наизусть: В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова.

 

- Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному.

- Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать патриотические чувства.

- Обогащение знаний детей о Великой Отечественной войне через рассматривание репродукций.

- Формировать патриотические чувства у детей.

- Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии.

- Рассказать о значении песни в жизни народа в дни Великой Отечественной Войны.

Педагоги, воспитанники, родители.

Дидактические игры

1. Герб города

 

 

 

 

 

 

2. Район, в котором мы живем (настольная игра)

3. «Узнай песню, с которой мы победили»

Закрепить представления детей о гербе города, Москвы, Московской области, уметь выделять их из других знаков.

Обобщить знания детей о городе, в котором они живут, с его особенностями и достопримечательностями.

Воспитание патриотических чувств, развитие музыкальности.

Педагоги

Беседы    

1. «Что такое героизм?»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. «Русские матрешки»;

3. «История одной куклы»

4. «Семья и родной дом»

5. «Моя родня»

6. «Государственные символы»;

 7. «Мы все разные, но мы все равны»

8. «Русские богатыри»

9. «Олимпиада Сочи–2014 ».

Формировать представления о героизме. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к воинам, желание подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы ВОВ.

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.

Формировать представление о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.

 

Познакомить детей с понятием  «былины», с героями былин – Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и Микулой Селяниновичем.  Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

Педагоги

Экскурсии

  1. Музей  ВОВ  СШ №4, им. Г.К. Жукова, с углубленным изучением отдельных предметов;
  2. Музей космонавтики МБ ОУ  лицей №1, им. Г.С. Титова
  3. Музей космонавтики  г.о. Краснознаменск.
  4. Музей военного костюма, г.о. Краснознаменск,
  5. Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны,
  6. Войсковая часть 59937, 32103;
  7. Клуб «Ветеран», г.о. Краснознаменск;
  8. Клуб «Интернационалист», г.о. Краснознаменск;
  9. Аллея Славы, г.о. Краснознаменск,
  10.  Экскурсия к храму с. Сидоровское

Познакомить детей со своей малой родиной, улицами, достопримечательностями, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением, уточнить знания о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности и гордости за свой город.

Заместитель заведующего, члены инициативной группы, педагоги, воспитанники, родители.

Праздники

 

 

 

 

 

 

1. Литературно – музыкальная композиция «Люблю тебя мой край родной», посвященная дню матери;

2. Ежегодная военно – спортивная игра «Зарничка»;

3. «У самовара я и моя Мама»

4. «Этих дней не смолкнет слава» -  литературно – музыкальная композиция к 70–летию Победы.

5. Военно – патриотическая игра «Зарничка»

 Воспитание патриотических чувств.

 

 

 

 

 

Формировать патриотические чувства; воспитывать  любовь и уважение к защитникам Отечества.

Педагоги, воспитанники, родители.

Акции

1. «Подарок ветерану» (2010 год)

2. С днем пожилого человека (ежегодно 1 октября)

3. «Мы с вами, ветераны».

4. «Я помню, я горжусь». 

 

Воспитание уважения к старшему поколению. Гордость за свою страну и людей, отстоявших мир.

Дать знания о георгиевской ленточке, ее назначении. Воспитывать патриотические чувства.

Педагоги, родители.

Выставки, конкурсы

  1. Городская  выставка «Город глазами детей» (ежегодно)
  2. «Дымковская игрушка»;
  3. «Военная техника»
  4. Выставка книги «Дети - герои».

Укрепление взаимодействия с семьей. Приобщение родителей к активной деятельности совместно с ребенком.

Педагоги, родители.

Организация парада Победы с привлечением военнослужащих воинской части 32103

9 Мая – День Победы.

Воспитание патриотических чувств.

Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коллектив детского сада, родители, военнослужащие

Работа с родителями

Родительское собрание

«Система работы детского сада по патриотическому воспитанию».

Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Гуманное отношение к людям разных национальностей. Быть гражданином, патриотом, гордым за свою страну.

Администрация, педагоги, родители

Участие  в акциях

1.«Подарок ветерану» (2012 год)

2. С днем пожилого человека (ежегодно 1 октября)

3. «Мы с вами, ветераны».

Воспитание уважения к старшему поколению, его традициям.

Родители, педагоги, дети.

Участие в выставках

  1. Городская  выставка «Город глазами детей» (ежегодно)
  2. «Дымковская игрушка»;
  3. 3.           «Военная техника»

Укрепление взаимодействия с семьей. Приобщение родителей к активной деятельности совместно с ребенком.

Педагоги, родители.

Участие в создании мини – музеев в детском саду

  1. Мини – музей хлеба «Каравай»,
  2. Мини – музей «Расписная шкатулка»,
  3. «Мини – музей «Русская матрешка»,
  4. Мини – музей «Русская сказка»;
  5. Мини – музей «Куклы в национальных костюмах»,
  6. Мини – музей «Великой Отечественной войны»
  7. Уголок русского быта.
  8. Мини – музей «Уголок России»,
  9. Мини – музей «Герб семьи»,
  10. Мини – музей «Народная игрушка».
  11. Мини – музей «Ордена и медали».

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

 

Воспитатели, родители, педагоги ДОУ.

Участие в параде  Победы

9 Мая – День Победы.

Воспитание патриотических чувств у детей. Значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коллектив ДОУ, родители.

Работа с педагогами

Консультации

  1. Формы нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Формы работы по накоплению опыта работы по нравственно– патриотическому воспитанию дошкольников.

Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой родиной.

Заместитель заведующего.

Педагогический совет

«Гражданско-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста

 

Обобщить знания педагогов о теоритическх основах патриотического воспитания детей дошкольного возраста, этапах, формах и методах работы. Способствовать творческому поиску.

Заведующий, заместитель заведующего.

Мини – музеи

  1. Мини – музей хлеба «Каравай»,
  2. Мини – музей «Расписная шкатулка»,
  3. «Мини – музей «Русская матрешка»,
  4. Мини – музей «Русская сказка»;
  5. Мини – музей «Куклы в национальных костюмах»,
  6. Мини – музей «Великой Отечественной войны»
  7. Уголок русского быта.
  8. Мини – музей «Уголок России»,
  9. Мини – музей «Герб семьи»,
  10. Мини – музей «Народная игрушка».
  11. Мини – музей «Ордена и медали».

Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

 

Воспитатели, родители, педагоги ДОУ.

Заключительный (май  2015 года)

Обобщение опыта работы по теме нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Создание фильма.

2015 год – к 70–летию Победы.

 

Заместитель заведующего, члены инициативной группы.

 

Литература:

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина и др.

- Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина.

2. Нравственно–патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. Авторы: Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.

3. Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.

4. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

5. Дошкольникам о защитниках Отечества, под ред. Л.А. Кондрыкинской.

6. Как научить детей любить Родину. Авторы – составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова.

7. Знакомим дошкольников с родным городом  Н.В. Алешина.

8. С чего начинается Родина? Л.А. Кондрыкинской.

9. Нормативно – правовая база правовой основы патриотического воспитания на современном этапе:

-Конституция Российской Федерации;

-Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

-Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

 

                   Автор: Абакумова Елена Евгеньевна

заместитель заведующего

МБДОУ Центр развития ребенка –

детский сад № 6 «Светлячок»

г.о. Краснознаменск Московской области