Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«В гости к тетушке Сове»

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:    

- обобщить и уточнить действия детей:

а) по построению моделей количественных отношений (в виде 2-х групп значков, расположенных по принципу взаимно однозначного соответствия), используемых для сравнения 2-х множеств;

б) по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами;

в) по ориентировке в сериационных отношениях между понятиями;                                                                     

- закрепить умение соотносить число и цифру, получать последующее число путем добавления (прибавления) единицы (одного предмета);                                                   

- упражнять в нахождении недостающей фигуры при решении логических задач, в ориентировке в пространстве;

- углублять знания детей о временных представлениях (время года, месяцы, дни недели, части суток).

Развивающие задачи: 

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, умение рассуждать, обосновывать правильность своего выбора), воображение, внимание, умение применять в речи математические термины: число, цифра, равные по количеству, поровну, больше на, меньше на.

Воспитательные задачи:

- воспитывать обосновывать и доказывать правильность своего выбора, умение работать в коллективе, слушать и слышать ответы сверстников.

Демонстрационный материал:  

ИКТ-оборудование, презентация, картинки с изображением цветов (гвоздики, нарциссы, розы, тюльпаны, георгины); 5 кругов, постепенно уменьшающихся по величине; плоскостные изображения яблок и груш по 8 штук; цифры от 0 до 9; 8 последовательных изображений совы; карточки с изображением спортсменов; логическая таблица с недостающей фигурой самолета; магнитная доска; цифры на магнитах; 2 мольберта; наборное полотно; 3 мячика разной величины.

Раздаточный материал: числовые карточки с кружочками от 2 до 8; цифры от 0 до 9; математические наборы с геометрическими фигурами; рисунки (портреты совы) по количеству детей.

Словарная работа: число, цифра, поровну, одинаково по количеству, больше на, меньше на, по порядку, слева направо.

Ход НОД:

В. - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, которое будет трудным, но увлекательным.

А сейчас разминка: «Гимнастика ума».

- какой сегодня день недели;

- вчера;

- позавчера;

- какой будет завтра;

- послезавтра;

- сколько всего в неделе дней?

Отгадайте загадку:

- Что за птицы пролетают: по семерке в каждой стае,

   Вереницею летят - не воротятся назад?              (Дни недели).

- Какой день недели по счету первый (третий, пятый, второй, четвертый, первый, седьмой, шестой)?

Кто скажет, сколько месяцев в году;

- какой сейчас месяц;

- который он по счету в году;

- а какой месяц зиму начинает;

- который по счету в году декабрь;

- какую поговорку вы знаете?

«Декабрь зиму начинает, а год кончает».

- Про какой зимний месяц мы забыли?

Третий месяц зимы - это февраль.

 А вот на чем мы поедем пока - секрет. Для вас еще загадка:                                                                                        «Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит, меж собою говорит»     (Самолет).                                                                                                    

А в каком самолете, догадаетесь, если правильно решите логическую задачу.

Логическая таблица «Какой фигуры не хватает?»


 

В. - Итак,     отправляемся в путешествие на самолете. Но прежде нужно купить билеты.

Сегодня билеты все получат бесплатно за активность и правильные ответы. (Дети получают числовые карточки с кружками от 1 до 7 - это «билеты»).

В. – Задание "Займи свое место":  нужно сесть на такое место, где номер, т.е. цифра, соответствует количеству кружочков на карточке - билете. (Дети находят свои места и объясняют правильность своего выбора).

В.- Молодцы, все правильно заняли свои места. Теперь отгадайте, к кому мы летим.

«Кто на дереве сидит, зорко с высоты глядит?

Обнаружив мышь с вершины, сокращает род мышиный.

Так подвижна голова!

Это мудрая... (сова).

В. - Сегодня в гости летим к мудрой тетушке Сове. (Слайд №1)

Но в гости не ходят с пустыми руками.

Упражнение "Угощение для Совы": тетушка Сова очень любит фрукты (предлагаю взять по 1 яблоку и 1 груше на каждый день недели: по сколько нужно взять яблок и груш? (По семь).


(Двое детей на наборном полотне выставляют в 2 ряда по 7 яблок и груш, а остальные дети за столами выкладывают кружочки (яблоки) и треугольники (груши).

В. - А если Сова захочет угостить кого-то 1 яблоком, то сколько надо добавить еще яблок? (Одно).


(Дети добавляют по одному яблоку, считают, сколько их стало, на сколько больше яблок, чем груш (меньше груш, чем яблок). Уточняем, как получили число 8: к 7 добавили 1.

В. - Молодцы, и с этим заданием успешно справились.

В. – Нашей помощи просит художник, который сделал наброски к портрету тетушки Совы, но перепутал их.

Логическая задача «Помоги художнику» (дети ставят по порядку цифры от 1 до 8 к каждому рисунку).


Физкультминутка «Спортсмены» (дети выполняют движения, ориентируясь на схематичное изображение). (Слайды №2-5).

В. - Друзья тетушки Совы - Медвежонок, Лисенок и Зайчонок (слайд №6) - хотят с нами поиграть и предлагают определить, у кого из них какой мяч:

- если у Лисенка мяч меньше, чем у Мишки, но больше, чем у Зайки, то у кого самый большой (самый маленький) мяч;

- если у Медвежонка мяч меньше, чем у Лисенка, а у Лисенка меньше, чем у Зайчонка, теперь у кого из них самый большой (самый маленький) мяч и т.д.?

В. - Ребята, тетушка Сова очень любит получать в подарок цветы.

Логическое упражнение "Подбери цветы".

Больше всего тетушка Сова любит розы, меньше всех цветов - нарциссы; меньше роз, но больше всех остальных цветов она любит гвоздики; тюльпаны - больше нарциссов, но меньше роз и гвоздик.

(Предлагаю детям подумать, чем можно заменить цветы, чтобы легче было определить степень симпатии к ним Совы. Дети рассуждают, обосновывают свой выбор и останавливаются на постепенно уменьшающихся 5 кругах. Круги располагают под картинками с изображением цветов).

В 2-х магазинах, расположенных поблизости есть некоторые цветы:

в 1-м магазине - гвоздики, пионы, гладиолусы, нарциссы и лилии;

во 2-м - розы, хризантемы, георгины, тюльпаны и ромашки, но часть цветов уже продали:

в 1-м продали гвоздики и лилии, а во 2-м - розы и георгины. (Слайд №7).

Какие цветы мы можем купить в подарок?

(Рассуждая и анализируя возможность того или иного выбора цветов, дети приходят к выводу, что купить можно только тюльпаны, потому что из всех цветов, любимых Совой, в магазинах остались только они).


 

Появляется тетушка Сова (слайд №8), благодарит ребят за угощение, подарки, хвалит их за старательность, умение считать, логически мыслить, за смелость и дарит всем свои маленькие портреты.

Прошу детей правильно сесть на свои места: мы летим домой.

В. - Подводим итог нашего путешествия:

- каким оно было (интересным, увлекательным, поучительным, познавательным и пр.;

-  какие трудности встретились на пути;

- что наиболее понравилось и запомнилось.

В. - Спасибо вам, ребята! Мне очень понравилось путешествовать с вами сегодня: вы прекрасно ориентируетесь в днях недели, знаете зимние месяцы, умеете отгадывать загадки, считать, находить равенство и неравенство, уравнивать, присчитывая и отсчитывая предметы; многие из вас смогли убедить нас в правильности своего выбора при нахождении недостающих фигур и цифр. Впереди у нас еще много нового, неизведанного! Я всех вас люблю! Самолет идет на посадку. Вот мы и дома.

 

Литература

 

1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М., Издательство "Лайда", 1994

2. Венгер Л. А. Развитие: программа нового поколения для ДОУ. Старшая группа, М., 2000.

3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Планы занятий по программе «Развитие». Старшая группа, М., 2001

4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. С-Петербург, "Детство-Пресс", 1999

 

Интернет-ресурсы для презентации

 

1. http://firstwall.ru/dl/7/medvezhonok_na_dereve_1920x1080.jpg

2. http://bigpicture.ru/?p=413436

3. http://vfl.ru/fotos/7d2de06833959_4.html?antid=1

4. http://yandex.ru/images/search?img_ur

5. http://yandex.ru/images/search?text

6. http://priroda-ht.ru/photo/32-0-7252-3

7. http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki

 

                   Автор: Цветкова Анна Павловна 

воспитатель МАДОУ № 102 «Созвездие» 

г. Набережные Челны Республики Татарстан