Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Конспект ОД по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»  

(рисование нетрадиционной техникой - пластилинография)

для детей старшей  группы

 

Тема: «Осенний натюрморт»

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с натюрмортом, закреплять  знания о видах искусства;

- формировать композиционные умения - размещать несколько объектов создавая гармоничную композицию (крупные предметы в центре, мелкие на переднем плане или сбоку);

- формировать навыки размазывания пластилина  на  картоне;

- приобщать детей к словесному искусству;

- формировать умения детей давать эстетические оценки, описывать репродукции, строить предложения в словесной игре "Подзорная труба".

Развивающие:

- развивать музыкальные способности,  прививать культуру восприятия музыки;

- развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах;

- обогащать и активизировать словарь детей:  живопись, книжная графика, скульптура малых форм,  декоративно - прикладное искусство, архитектура, литература, музыка, фотоискусство, киноискусство, театр, жанр живописи, ярко-оранжевый, светло-желтые, зеленовато-желтые, ярко-синие, гроздь, пластилинография;

- развивать мелкую моторику используя пальчиковую гимнастику.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, любознательность;

- воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца.

Интеграция образовательных областей:

ОО Физическое развитие; ОО Познавательное развитие;  ОО Социально-коммуникативное развитие;  ОО Речевое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание натюрмортов И. Хруцкого "Натюрморт с грибами", И. Машкова "Ананасы и бананы";  заучивание стихов и загадок о фруктах;  лепка и рисование фруктов и овощей;  развивающие игры "Составь натюрморт", "Узнай по вкусу",  "Угадай по запаху", разучивание песни  "О картинах".

Художественные материалы:

Зрительный ряд:

Репродукции картин художников; натуральные предметы: ткань, фрукты, тарелки, вазы;  мультимедийное сопровождение (слайды с жанрами картин),  входные билеты с изображением вида искусства с одной стороны и красным и желтым цветом с другой;

Музыкальный ряд:  легкая инструментальная музыка, песня "О картинах" - стихи Александра Кушнера,  музыка Григория Гладкова;

Литературный ряд: стихотворение У. Рашида "Прекрасен наш осенний сад";

Средства: картон  10х15 см;  цветной пластилин;  салфетки;  стеки, простые карандаши

 

Ход:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей! Здравствуйте!  Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное, интересное и увлекательное. Знаменитый художник Тюбик пригласил нас в гости, но что-то он задерживается.

Появляется художник Тюбик (педагог по изо) с большой корзиной

Тюбик: - Иду, иду! Здравствуйте мои дорогие девочки и мальчики. Я приглашаю вас в "Зал искусства", но войти сюда не просто. Волшебные двери откроются, если каждый из вас правильно назовет один вид искусства. А за правильный ответ получит входной билет.

Проводится игра "Назови вид искусства". (Каждый из ребят должен назвать вид искусства: живопись, книжная графика, скульптура малых форм,  декоративно-прикладное искусство, архитектура, литература, музыка, фотоискусство, киноискусство, театр)

Тюбик раздает билеты, дети проходят в зал.

Тюбик: - Отлично! Молодцы, проходите! В этом «Зале искусства» живут чудесные картины, их написали знаменитые художники Илья Машков, Иван Хруцкий,  Петр Кончаловский.

- Какое настроение вызывают у вас эти картины?  (Ответы детей)

Тюбик: - Почему?  (Ответы детей)

Тюбик: - Я хочу прочитать такое же яркое, радостное, красивое стихотворение об осени, фруктах. Написал его поэт У. Рашид

                      Прекрасен наш осенний сад:

                      В нём слива есть и виноград,

                      На ветках, как игрушки,

                      И яблоки и груши...

                      Мы утром рано  в сад пойдем

                      И всех соседей позовем.

                      И солнышку помашем,

                      "Спасибо, осень!" - скажем.

Тюбик: - Ребята, из собранных в саду фруктов и ягод, можно составить красивую композицию. Посмотрите на репродукции картин разных художников. Мы уже рассматривали некоторые картины. Скажите, к какому жанру живописи они относятся?  (Ответы детей)

Тюбик: - Правильно! Что такое натюрморт? (Ответы детей)

Тюбик:  -  Верно. В переводе с французского "натюрморт" - это неживая природа, натура, художественно воспроизводящая домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, посуду и другие предметы. 

Сегодня я хочу показать вам репродукцию картины Ильи Ивановича  Машкова «Синие сливы». Подойдите поближе, поиграем в игру  «Подзорная труба»?  

Тюбик: - Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы видим на  картине.  Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет предметов.  

Проводится игра "Подзорная труба" (Имитируя руками подзорную трубу, каждый ребенок говорит, что он видит на картине)

Тюбик: - Отлично! Молодцы! Переходим к следующей репродукции картины современного художника  Игоря Казарина «Натюрморт с персиками».  Проводится игра "Подзорная труба" (Имитируя руками подзорную трубу, каждый ребенок говорит, что он видит на картине).

Тюбик: - Замечательно! Вы очень внимательные дети! 

Ребята, прежде чем нарисовать натюрморт, художник вначале красиво расставляет, раскладывает предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли.

- А вы хотите побывать сегодня художниками?  (Ответы детей)

- Я предлагаю разделиться на 2 группы и составить 2 осенних  натюрморта. Ребята с красными билетами проходите за первый стол. А ребята с желтыми билетами проходите к другому столу.  В большой корзине я принес для вас  фрукты, ткань. Вы как настоящие художники попробуйте правильно составить натюрморт, постарайтесь, чтобы в натюрморте не было слишком много предметов.  Приступайте к работе!

Под легкую музыку дети приступают к составлению композиций.

Тюбик: - Как бы вы назвали этот натюрморт?   (Ответы детей)

Тюбик: - Как расположили фрукты?  (Ответы детей)

Тюбик: -  Хорошо, вы справились с заданием. Сейчас посмотрим натюрморт у другой группы.  

Тюбик: - Как вы расположили фрукты, ягоды?  (Ответы детей)

Тюбик: - Как вы назвали свой натюрморт?   (Ответы детей)

Тюбик: - Хорошо, молодцы! Проходите, садитесь за столы. Я предлагаю запечатлеть эти  вкусные, ароматные  натюрморты в технике "Пластилинография".

Объяснение и частичный показ приемов рисования нетрадиционной техникой - пластилинография.

Для этого нам понадобится картон, простой карандаш, пластилин, стека. Сначала карандашом на картоне нарисуем эскиз. Затем маленькими кусочками нужно размазывать пластилин по картону, создавая фон.  Далее можно рисовать посуду, фрукты, ягоды. Картина готова, а ваши пальчики готовы? Кто самый смелый, кто поможет пальчикам сделать гимнастику?

Один из детей по желанию проводит пальчиковую гимнастику "Фруктовая ладошка".

Это пальчик - апельсин,

Он, конечно не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: "Ну - ка, скушай!"

Этот пальчик - ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Поочередно сгибаем и разгибаем пальчики)

Тюбик: - приступаем к работе.

Художественное творчество детей под музыкальный фон, по завершению работы, рассматривание.

Тюбик: - Подходите с картинами, раскладывайте на столе!  Посмотрите, какие выразительные картины у нас получились.  Давайте посмотрим, что получилось у   Андрея.  (Ответы детей)

Тюбик: - Что получилось у   Лизы, Ани  (Ответы детей)

Тюбик: - Ребята, вы все внимательно слушали, рассматривали репродукции картин, составляли композиции, я хочу убедиться, всё ли вы запомнили.

- О каком жанре живописи мы сегодня говорили?  (Ответы детей)

Тюбик: - Правильно. А я сейчас это проверю. Поиграем в игру "Жанр Живописи".

Проводится игра «Жанр живописи» (на экране появляются картины с разными жанрами, каждый игрок должен 1 раз хлопнуть в ладоши, если на экране натюрморт, если появляется пейзаж или портрет не выполнять хлопок).

Тюбик: - Молодцы! Вы меня не подвели! А еще есть другие жанры живописи, о которых наши гости не знают. Давайте подарим им песенку «О картинах»  Исполняется песня

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется... (пейзаж)

 

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это ... (натюрморт)

 

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется ... (портрет).

Тюбик: - Спасибо вам ребята, вы настоящие художники. Свои красивые натюрморты я предлагаю подарить гостям, пусть они полюбуются. А вам я дарю вкусные натюрморты, которые можно скушать в группе. До свидания! 


 

Автор: Малюточкина Наталья Петровна 

педагог дополнительного образования 

по изобразительной деятельности 

МБДОУ «Детский сад № 24 «Звёздочка»

г. Димитровграда Ульяновской области