Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

«Развитие связной речи младших школьников»

(из опыта работы в классах КРО)

 

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал К.Д. Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает и сегодня. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать окружающий мир. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.

Тема моей индивидуальной инновационной  деятельности: «Развитие связной речи младших школьников».

Данная  работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

По результатам наблюдений многих педагогов и моих собственных,  особенности речевого развития наших детей обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Для наших школьников характерны бедность и неточность словаря, ограниченный словарный запас, многократные повторы слов, они не чувствуют разницу в лексическом значении слов. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это, безусловно, мешает их общению с окружающими людьми, вызывает затруднение в процессе обучения по любому предмету, замедляет творческий процесс развития его личности и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Целью моей работы стало: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие связной речи, развитие речевого общения, через межпредметную деятельность, с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств.

В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. И главным методом обучения остаётся игра, как ведущая деятельность этого возраста. Игры должны быть в первую очередь обучающими и должны сосредоточить внимание детей на материале урока, давая новые знания, расширяя скудный кругозор. Поэтому я  использую на уроках игровые технологии, которые на практике оказываются эффективными. 

Моя работа в этом направлении позволяет поэтапно, от простого к сложному, проводить работу по развитию речи и добиться хороших результатов в развитии речевых навыков через развитие словесного творчества детей.

Начальный этап работы включает психолого-педагогическую диагностику речевой деятельности детей по следующим критериям:

- Словарный запас (методика по Парамановой, Баландиной, Богданова Т.Г., Корнилова Т.В)

- Словесное рисование (стихотворное произведение)

- Образное мышление (методика «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Последовательность событий»)

- Творческое воображение (тест Е. Торренса «Неполные фигуры»)

- Память, внимание (методики «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Треугольники»).

Далее строю свою работу  в следующих направлениях:

1.  Наблюдения за трудом взрослых, за животными, растениями, детьми.

2.  Экскурсия

3.  Рассматривание картины и составление рассказов.

4.  Рассматривание предметов и составление рассказов.

5.  Загадки.

6.  Дидактические игры.

• Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).

• Словесные дидактические игры.

• Коллективные игры.

• Сюжетно-ролевые игры (инсценировки).

7.   Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы).

8.  Фразеологизмы.

9.  Пословицы и поговорки.     

Система современных дидактических игр для  развития связной речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях.

Одним из эффективных средств создания и поддержания интереса к обучению являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки. Ролевая игра обеспечивает активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Постановка проблемы и необходимость ее решения также служат развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации развивает логическое мышление, умение убеждать собеседника. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, ведь именно в диалоге проявляется сотрудничество. На уроках изо и технологии мы часто играем в словесную игру «Диалог». В самом начале обучения языку я предлагаю детям разыгрывать самые простые диалоги знакомства и приветствия. Затем, по мере расширения словарного запаса, учащиеся разыгрывают более сложные диалоги.

Учитывая речевые особенности учащихся, многие задания и игры на начальном этапе апробации программы вызывали у детей затруднения. Поэтому мною были введены мнемотаблицы, как один из видов мнемотехники  в развитии речи младшего школьника. Так как наглядный материал у младшего школьника усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает следующие задачи:

• развитие ВПФ (внимание, памяти, логического мышления, воображения);

• развитие связной речи и обогащение словарного запаса;

• упорядочить и систематизировать познавательную информацию об окружающем;

• учит логичности, полноте, последовательности и связности изложения;

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов,  заучивании стихов, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Заключение

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Уже сейчас можно сказать, что разработанная система даёт положительные результаты:

• выполнение различных заданий, развивающих связную речь учащихся, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике;

• организуется накопление необходимых знаний, впечатлений;

• формируется умение поиска и сбора информации, что формирует информационно-коммуникативную компетенцию.

 

Библиографический список

1. АксёноваА.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание., доп.- М.:Просвещение, 1991,-176 с.

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»;

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16

 

Автор: Старчак Елена Николаевна

учитель МБОУ «Основная общеобразовательная

школа – интернат № 1»

 г. Елизово Камчатского края