Конспект музыкально-познавательной образовательной деятельности
«Музыкальное Лукоморье»
Программное содержание:
- продолжить знакомить детей с духовыми инструментами: флейтой, кларнетом и трубой;
- учить узнавать знакомые пьесы по фрагментам, узнавать образ знакомого персонажа в музыкальном исполнении;
- развивать способность эмоционально откликаться на музыку разного характера;
- формировать у детей навык ритмичного исполнения музыкального произведения на детских музыкальных инструментах в соответствии с характером музыки;
- способствовать развитию детского воображения, передавать музыкальный образ в рисунке.
Материалы: на стене большой дуб зелёный, на нём «златая цепь» и игрушечный кот, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты (бубенцы, бубны, треугольники, металлофоны), изоматериалы, фонограммы музыкальных фрагментов.
Входит Рассказчица.
Рассказчица:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Узнали? Конечно, узнали: так начинает великий русский поэт А.С Пушкин свою сказочную поэму о Руслане и Людмиле. Вот здесь, у Лукоморья, в ветвях волшебного дуба собрались герои различных пушкинских сказок, которых вы наверняка знаете и любите. Сегодня мы вспомним о них, а поможет нам в этом кот учёный. Видите: он уже идёт по цепи направо…
…Идёт направо – песнь заводит… Как часто русские нянюшки пели для детей колыбельные про котов-воркотов! Послушайте-ка и вы колыбельную. Только сегодня не няня напоёт её вам, а духовой музыкальный инструмент с мягким, бархатистым звуком под названием КЛАРНЕТ (мультимедиа).
В исполнении кларнета и фортепиано звучит «Колыбельная» А.К. Лядова.
Кота в народе называют воркотом потому, что он уютно воркочет – мурлычет, убаюкивает. А наш-то кот учёный, глядите-ка, уже в другую сторону, налево движется!
… Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
А сказок-то сколько в старину бабушки да нянюшки знали!
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит… (Показ русалки)
Заметили русалку в ветвях? Вот она: с длинными волосами и хвостом, как у рыбы. У Пушкина есть несколько сказочных историй про русалок. По ночам они всплывают на поверхность воды, танцуют и поют.
Звучит фрагмент из оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в переложении для голоса, фортепиано и флейты.
(Рассказчица обращает внимание детей на прохладное, нежное звучание ФЛЕЙТЫ и спрашивает или сообщает название инструмента.)
Рассказчица:
А что это там, у самых корней дуба? Ну, конечно, избушка на курьих ножках!
(Показ избушки на курьих ножках)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
А что ещё мы видим удивительного в этих сказках?
Рассказчица:
А помните другие чудеса, происходившие на волшебном острове князя Гвидона?
…Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт…
(Показ картинки Белка грызёт орешки)
Давайте вспомним в какой это сказке белка орешки грызёт?
Конечно, в «Сказке о царе Салтане»!
Когда царь Салтан прибыл в гости на чудный остров, он услышал, как белка поёт «при всем народе ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ». Именно эту народную песню композитор Римский-Корсаков поручил спеть вместо белки ФЛЕЙТЕ – она звучит также тоненько.
В исполнении флейты и пианино звучит фрагмент из сюиты «Три чуда».
Рассказчица:
Ребята, а давайте мы с вами попробуем тоже исполнить эту народную мелодию на детских музыкальных инструментах.
Детский оркестр «Во саду ли в огороде».
Рассказчица:
Какие ещё чудеса поджидали царя на этом острове?
…Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Показ картинки Богатырей.
Появятся богатыри – и становится кругом светло: так ярко сверкают их кольчуги и доспехи. И музыку про них, такую же блестящую и яркую, сыграет звонкий МЕДНЫЙ ДУХОВОЙ инструмент – ТРУБА (Показ картинки ТРУБА).
В исполнении музыкантов – трубача и пианиста – звучит фрагмент из сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда», «33 Богатыря».
Рассказчица:
Как же узнал сам Гвидон об этих чудесах? Вот вам загадка (Показ картинок мухи, жука, пчелы). Он, обратившись в шмеля, добирался до острова Буяна, где Ткачиха и Повариха рассказывали Салтану о подобных диковинках. А потом шмель Гвидон улетал домой. Давайте, послушаем музыку Римского-Корсакова под названием «Полёт шмеля» в исполнении КЛАРНЕТА, и вы сами услышите, как все это происходило в сказке!
Звучит «Полёт шмеля» в исполнении кларнета и фортепиано.
(Показ картинки колдуна-Черномора.)
А кто это летит так высоко над лесами и морями? Узнали? Это бородатый волшебник Черномор!
…Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря…
Богатыря звали Русланом, а невесту его – Людмилой. Её-то и похитил злой колдун прямо со свадьбы. Унёс в своё царство, а потом появился перед княжной в сопровождении слуг-арапов (Показ картинки).
…Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно,
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода…
…Сначала страшно, а потом смешно! Борода-то великанская, да сам колдун – старый карлик. Сейчас труба и флейта сыграют «Марш Черномора» М.И. Глинки – и вы услышите, что музыка звучит вначале пугающе, а потом – шутливо.
Звучит «Марш Черномора» в переложении для трубы и фортепиано.
Рассказчица:
Вот, пожалуй, и все сказочные «гости» с волшебного пушкинского дуба…
Ребята, мы знаем с вами, что музыку композиторы записывают нотами. А представьте себе, что вдруг все ноты исчезли… Как мы можем услышать музыку? Кто или что может заменить ноты?
Игра « Фантазия».
Цель: развивать умение находить ресурсы нот, музыки на другие предметы и звуки.
Рассказчица: Молодцы. А сейчас мы с вами сядем за столы и поиграем в игру «Волшебные картинки».
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером линии, не отрывая руку от листа бумаги. Когда музыка закончится, посмотрим на свои рисунки и найдём в них знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Потом можно закрасить и дорисовать необходимые части.
Проводится игра «Волшебные картинки». Звучит музыка.
Рассказчица:
…И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
Рассказчица, прощаясь, ещё раз напоминает детям названия звучавших музыкальных инструментов.
Автор: Матыцына Ольга Михайловна
ГБОУ СОШ № 892 Дошкольное отделение № 1
г. Москва
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)