Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Конспект музыкально-познавательной образовательной деятельности

«Музыкальное Лукоморье»

 

Программное содержание:

- продолжить знакомить детей с духовыми инструментами: флейтой, кларнетом и трубой;

- учить узнавать знакомые пьесы по фрагментам, узнавать образ знакомого персонажа в  музыкальном исполнении;

- развивать способность эмоционально откликаться на музыку разного характера;

- формировать у детей навык ритмичного исполнения музыкального произведения на детских музыкальных инструментах в соответствии с характером музыки;

- способствовать развитию детского воображения, передавать музыкальный образ в рисунке.

Материалы: на стене большой дуб зелёный, на нём «златая цепь» и игрушечный кот, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты (бубенцы, бубны, треугольники, металлофоны), изоматериалы, фонограммы музыкальных фрагментов.

Входит Рассказчица.

Рассказчица:

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Узнали? Конечно, узнали: так начинает великий русский поэт А.С Пушкин свою сказочную поэму о Руслане и Людмиле. Вот здесь, у Лукоморья, в ветвях волшебного дуба собрались герои различных пушкинских сказок, которых вы  наверняка знаете и любите. Сегодня мы вспомним о них, а поможет нам в этом кот учёный. Видите: он уже идёт по цепи направо…

…Идёт направо – песнь заводит… Как часто русские нянюшки пели для детей колыбельные про котов-воркотов! Послушайте-ка и вы колыбельную. Только сегодня не няня напоёт её вам, а духовой музыкальный инструмент с мягким, бархатистым звуком под названием КЛАРНЕТ (мультимедиа).

 

В исполнении кларнета и фортепиано звучит «Колыбельная» А.К. Лядова.

Кота в народе называют воркотом потому, что он уютно воркочет – мурлычет, убаюкивает. А наш-то кот учёный, глядите-ка, уже в другую сторону, налево движется!

… Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

А сказок-то сколько в старину бабушки да нянюшки знали!

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…  (Показ русалки)

Заметили  русалку в ветвях? Вот она: с длинными волосами и хвостом, как у рыбы. У Пушкина есть несколько сказочных историй про русалок. По ночам они всплывают  на  поверхность воды, танцуют и поют.

Звучит фрагмент из оперы А.С. Даргомыжского «Русалка» в переложении для голоса, фортепиано и флейты.

(Рассказчица обращает внимание детей на прохладное, нежное звучание ФЛЕЙТЫ и спрашивает или сообщает название инструмента.)

Рассказчица:

А что это там, у самых корней дуба? Ну, конечно, избушка на курьих ножках!

(Показ избушки на курьих ножках)

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

А что ещё мы видим удивительного в этих сказках?

Рассказчица:

А помните другие чудеса, происходившие на волшебном острове князя Гвидона?

…Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт…

(Показ  картинки Белка  грызёт орешки)

Давайте вспомним в какой это сказке белка орешки грызёт?

Конечно, в «Сказке о царе Салтане»!

Когда царь Салтан прибыл в гости на чудный остров, он услышал, как белка поёт «при всем народе ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ». Именно эту народную песню композитор Римский-Корсаков поручил спеть вместо белки ФЛЕЙТЕ – она звучит также тоненько.

В исполнении флейты и пианино звучит фрагмент из сюиты «Три чуда».

Рассказчица:

Ребята, а давайте мы с вами попробуем тоже исполнить эту  народную мелодию на детских музыкальных инструментах.

Детский оркестр «Во саду ли в огороде».

Рассказчица:

Какие ещё чудеса поджидали царя на этом острове?

…Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

Показ картинки Богатырей.

Появятся богатыри – и становится кругом светло: так ярко сверкают их кольчуги и доспехи. И музыку про них, такую же блестящую и яркую, сыграет звонкий МЕДНЫЙ ДУХОВОЙ инструмент – ТРУБА (Показ картинки ТРУБА).

В исполнении музыкантов – трубача и пианиста – звучит фрагмент из сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда», «33 Богатыря».

Рассказчица:

Как же узнал сам Гвидон об этих чудесах? Вот вам загадка (Показ картинок мухи, жука, пчелы). Он, обратившись в шмеля, добирался до острова Буяна, где Ткачиха и Повариха рассказывали Салтану о подобных диковинках. А потом шмель Гвидон улетал домой. Давайте, послушаем музыку Римского-Корсакова под названием «Полёт шмеля» в исполнении КЛАРНЕТА, и вы сами услышите, как все это происходило в сказке!

Звучит «Полёт шмеля» в исполнении кларнета и фортепиано.

(Показ картинки колдуна-Черномора.)

А кто это летит так высоко над лесами и морями? Узнали? Это бородатый волшебник Черномор!

…Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря…

Богатыря звали Русланом, а невесту его – Людмилой. Её-то и похитил злой колдун прямо со свадьбы. Унёс в своё царство, а потом появился перед княжной в сопровождении слуг-арапов (Показ картинки).

…Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно,

Седую бороду несёт;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода…

…Сначала страшно, а потом смешно! Борода-то великанская, да сам колдун – старый карлик. Сейчас труба и флейта сыграют «Марш Черномора» М.И. Глинки – и вы услышите, что музыка звучит вначале пугающе, а потом – шутливо.

Звучит «Марш Черномора» в переложении для трубы и фортепиано.

Рассказчица:

Вот, пожалуй, и все сказочные «гости» с волшебного пушкинского дуба…

Ребята, мы знаем с вами, что музыку композиторы записывают нотами. А представьте себе, что вдруг все ноты исчезли… Как мы можем услышать музыку? Кто или что может заменить ноты?

Игра « Фантазия».

Цель: развивать умение находить ресурсы нот, музыки на другие предметы и звуки.

Рассказчица: Молодцы. А сейчас мы с вами  сядем за столы и поиграем в игру «Волшебные картинки».

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером  линии, не отрывая руку от листа бумаги. Когда музыка закончится, посмотрим на свои рисунки и найдём в них знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Потом можно закрасить и дорисовать необходимые части.

Проводится игра «Волшебные картинки». Звучит музыка.

Рассказчица:

…И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил…

Рассказчица, прощаясь, ещё раз напоминает детям названия звучавших музыкальных инструментов.

 

Автор: Матыцына Ольга Михайловна

ГБОУ СОШ № 892 Дошкольное отделение № 1

г. Москва