Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Музыка и ее влияние на ребенка дошкольного возраста.

        

Ключевые слова:музыка, дети, музыкальные инструменты, музыкальный язык; дошкольный возраст.

Аннотация:показана необходимость музыки в жизни каждого ребенка, влияния множества факторов на развития личности в процессе занятия музыкальным искусством, раскрыты особенности детской музыки.

        Всегда вызывает восхищение человек интеллектуально развитый, который умеет логично мыслить, концентрировать внимание, физически здоровый. Но, по мнению многих ученых, для того, чтобы человека считали всесторонне развитым, этих качеств недостаточно. Поэтому очень важно с раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности дошкольника. Неслучайно с древних времен каждая педагогическая система не представлялась без изучения иностранного языка, музыки, рисования.

         Развитие музыкальных способностей начинается в утробе матери, поскольку ребенок может воспринимать звуки, которые поступают через жидкость и оболочки, в которых он помещен. Музыкальное развитие ребенка имеет критический период, поэтому ранняя звуковая среда предупреждает музыкальные возможности взрослого человека.

        Во времена, когда не было телевизоров, радио, магнитофонов, занятие музыкой дома было одним из главных развлечений. Поэтому элементарные основы музыкальных знаний имели практически все дети из «благородных» семей. В дневнике личного врача французского короля Людовика XIV есть сведения о том, что будущий король начал играть на скрипке (тогда это был простонародный инструмент), когда ему было полтора года, а на лютне (инструмент аристократов) – в четыре.

        Как известно, музыка – вид искусства, который существенно влияет на становление личности в дошкольном возрасте. Она обогащает чувство и представление ребенка, способствует выработке умения чувствовать ритм и мелодичность произведения, формированию способности адекватно реагировать на них своим  голосом и движениями, развитию интересов к разным музыкальным инструментам и желанию на них играть. Изучением влияния классической музыки на ребенка в целом занимались немецкие ученые. Возможно, поэтому специалисты, как правило, рекомендуют слушать Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Мелодии этих композиторов действительно нравятся маленьким слушателям. Произведения Моцарта в совершенстве отвечают всем требованиям: простые, гармоничные, оптимистичные, и даже печаль у этого великого композитора светлая. Из произведений Моцарта ребенок может слушать практически все, кроме «Реквиема». Нельзя забывать о музыке Чайковского: она принесет настоящее удовольствие не только детям, а еще и родителям, которые привыкли к современным ритмам.

       В статье мы ставили за цель показать необходимость музыки в жизни каждого ребенка; влияние многих факторов на развитие личности в процессе занятия музыкальным искусством.

         Музыкальный язык – часть возможности способностей детей к общению. Детская музыкальность, проявляется в движениях и песнях, помогает ребенку передать миру информацию, которую он пока еще не готов транслировать через словесный язык. Он помогает ему войти в мир одногодок, завести друзей, подать сигнал о помощи, продемонстрировать особенности своей личности.

         Какую же музыку должны слушать дети? Разную. Большинство считает, что проще купить ребенку аудиокассету с песнями, которые всем знакомые с детства, – и пусть наслаждается. Однако, родители очень быстро начинают понимать, что удовольствие получают все, кроме главного слушателя. Как показывает опыт, даже самые активные дети начинают интересоваться этим репертуаром не раньше чем в полгода, а большинство оценит его красоту только после года и позже. Вот тогда они и начнут весело подплясывать под «Антошку» или «Чунга-чангу».

        Самый первый и наилучший музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, – это мамин голос, который нежно напевает колыбельную. Если под колыбельные ребенку нравится засыпать, то под веселые, ритмичные детские мелодии приятно купаться, ползать, разбрасывать игрушки и заниматься другими делами. В этом случае незаменимыми  будут кассеты или диски с детскими песнями из мультфильмов. Покупая аудиокассету нужно обратить внимание на то, чтобы песни были без аранжировки и звучали так же, как в мультфильме. Классические произведения для детей – светлые, простые, приятные на слух, не вызывают негативные эмоции.

        Главное в музыкальном развитии дошкольника – «окунуть» его в разнообразие музыки, научить «жить» ею, ознакомить с разными средствами выразительности, образными движениями, научить ориентироваться в пространстве, видеть себя среди других, быть благоприятным к музыке, ловким, оптимистично настроенным. Поэтому можно выделить такие задания развития музыкальной культуры у ребенка:

  • поддерживать у детей желание слушать музыку, ребенка:
  • поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально о ней отзываться, рассказывать о ней;
  • формировать опыт музыкальных впечатлений;
  • развивать музыкальные способности;
  • развивать мышление и творческое воображение;
  • побуждать детей самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;
  • совершенствовать умение слушать музыку, различать ее интонацию, мелодию, смысловое наполнение;
  • учить слушать и дифференцировать тембры инструментов;
  • вправлять в умении определять жанровую принадлежность музыкального произведения;
  • формировать способность создавать музыкальный образ;
  • обогащать представление о композиционно-формотворной стороне музыкального произведения;
  • развивать желание и умение воплощать в творческих движениях настроение, характер музыкального образа; поддерживать желание детей передавать настроение музыкального произведения в рисунке, театральном действе, литературном творчестве.

Дети начинают учиться игре на музыкальных инструментах  приблизительно с пятого года жизни. Поэтому для того, чтобы накопить в детей определенные навыки, можно предлагать детям играть не только на детских музыкальных инструментах, но и на необычных, тех, что дети выберут или изготовят самостоятельно или с помощью взрослого. Сначала следует дать детям возможность удовлетворить интерес к материалам, нашуметь ими.

Если для взрослого музыка неразрывно связана с песнями и игрой на музыкальных инструментах, концертами и радиоэфирами, то ребенок способен находить музыкальность даже в таких незаметных звуках как шум холодильника или автомобильные гудки.

        Японский педагог и музыкант Шиничи Судзуки уверен, что все дети рождаются талантливыми. Отличие только в одном: у одних детей способности к чему-то развивающему из раннего детства, а у других нет. Сегодня большинство российских педагогов работают по его системе, существуют даже специальные группы в детских садиках. Представьте себе картину: ребенок в возрасте от полгода до трех лет играет на скрипке. Эти занятия помогают общему развитию ребенка. Педагоги, которые занимались с детьми по методу Судзуки, отметили следующее:

  • Игра на скрипке замечательно стимулирует пальцы ребенка. Это помогает включению языковой зоны, другими словами, развитию языка. Почти на каждом уроке малышу предлагают «пальчиковые игры» под какой-либо стихотворный текст. Эти игры очень популярны и у логопедов. Практика показывает, что, чем раньше ребенок с проблемами языка начал играть на скрипке, тем эффективнее и быстрее корректируется язык. Причем у двухгодичных детей этот процесс может продолжаться всего от одного месяца до четырех, у  трехлетних – растянется до года. Чем старше ребенок, тем больше понадобится усилий.
  • Развивается мелкая моторика, кости рук приобретают большую подвижность, исчезает скованность движений, и ребенку будет легче научиться писать.
  • Развивается координация движений. Скрипка – замечательная развивающая игрушка для улучшения координации, а значит, активно стимулируются все центры мозга.
  • Совершенствуется способность совмещать слуховое, зрительное восприятие и двигательную координацию, а это помогает быть внимательным и терпеливым.
  • Скрипка развивает многоканальную способность слышать то, что ему говорят, выполнять нужные действия, не отвлекаться. Оба полушария развиваются. В три года дети, как правило, одноканальные. Они могут слушать одного человека и быстро отвлекаться, при этом со сложностью возвращаются «на предыдущий канал». Большинство методических приемов Судзуки можно использовать в общении с ребенком. Например, зная об одноканальности восприятия детей, всегда нужно с интересом формулировать вопрос, делать что-то медленно, коротко и конкретно.

        Со времен античности музыка развивалась в сторону большой специализации, профессионализма, и потому детская музыкальная культура все больше и больше отдалялась от музыкально-эстетичного и музыкально-педагогического сознания взрослых. Для взрослых представления о музыке вмещает в себя ценностные критерии чистоты, конкретной тональности и красоты. Таким образом, музыкальный язык составляет часть многих способностей детей к общению. Музыкальная культура детства близка не музыкальной культуре взрослых, а музыкальному фольклору. В ней неразрывно представлено восприятие музыки и ее выполнение в виде движения всего тела.

 

Список литературы

1. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей или Прикоснемся к Прекрасному. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006.

2. Масару И. После трех уже поздно. – М.: Олта,2003.

3. Николаева Е.Н. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006.

4. Тележникова Т.Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности. ― Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2008.

 

Автор: Акбарова Ирина Ивановна

МБДОУ «Детский сад №165 общеразвивающего вида»

Орджоникидзевского района

г. Уфа Республики Башкортостан