Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Фразеология на уроках русского языка и не только

 

Важнейшей задачей изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. Стремясь обучить правильной речи, можно потерять индивидуальные особенности языка, сформировать речь «гладкую», но не имеющую индивидуальных особенностей. Подготовка к экзамену в режиме ЕГЭ тоже не способствует развитию авторской индивидуальности, хотя в заданиях есть вопросы по лексике и фразеологии. Но среди критериев оценивания части С есть и требование к богатству и разнообразию языка, а достичь этого можно, используя фразеологизмы.

 

Золотым фондом русского языка являются фразеологизмы и крылатые слова. Интереснейший, богатейший языковой материал изучается недостаточно по причине ограниченности количества часов на фразеологию в школьной программе. 2-3 часа в шестом классе и 1 час в десятом не позволяют детально рассмотреть вопросы, связанные с этим разделом. Тем не менее, ничто не может помешать учителю работать с фразеологизмами на других уроках, изучая самые разнообразные темы. Какие возможность расширения этой работы существуют, мне и хотелось бы раскрыть в данной статье.

 

1. Уроки по фразеологии

Не буду подробно останавливаться на уроке по фразеологии. Каждый учитель пытается «втиснуть» в 2-3 урока максимум информации о сущности, классификации, функциях фразеологизмов, их отличии от свободных сочетаний, привести примеры использования в речи. Вот некоторые интересные виды работы по этой теме.

 

Задание. Продолжите фразеологические сочетания.

Как осиновый (лист), куда ветер (дует), морской (волк), пороть (горячку), рыльце (в пуху), без царя (в голове), у черта (на куличиках), голь (перекатная), заморить (червячка).

 

Задание. Лото – карточки с началом и концом фразеологизма нужно сложить (в парах, малых группах).

На одно…  изо дня…  ломать…  лакомый…  зарубить… от нечего… битком… поминай…

  …лицо      …в день    ..голову    …кусочек    …на носу   …делать    …набито   … как звали

 

Задание. Лото с фразеологизмом и его объяснением.

ВСЕМ МИРОМ – сообща                                 

КОНЬ НЕ ВАЛЯЛСЯ – ничего не сделано

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТОЧКИ – злословить     

ПОЛОЖИТЬ КОНЕЦ – прекратить

РАЗ И НАВСЕГДА – решительно                   

ЛОМАТЬ ГОЛОВУ – усиленно думать

 

Завершить работу с фразеологизмами предлагаю в форме творческого диктанта. В нейтральный текст нужно добавить фразеологизмы (от 5 до 10). В зависимости от подготовленности класса эта работа может быть полностью самостоятельной или фразеологические сочетания могут быть выписаны на доске как слова для справок.

 

Глупые сороки

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Стали думать, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра. Об этом еще дедушка Крылов писал. Уже почуяли добычу. Вот одна кружится, другая, третья. Того и гляди утащат. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг прибежала лиса. Съела сыр и ушла. Удалилась незаметно. Хватились сороки, а ее уже нет. И поделом сорокам. Нечего было отвлекаться!

 

Реконструированный текст

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра. Об этом еще дедушка Крылов писал. Уже почуяли добычу. Вот одна кружится, другая, третья. Того и гляди утащат среди бела дня. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее и след простыл. И поделом сорокам. Нечего было ворон считать!

 

2. Уроки по лексике

Основные понятия лексики – многозначность, синонимия, антонимия, образование новых и ограниченность употребления старых слов – могут быть рассмотрены и на фразеологическом материале.

Задание. Подберите синонимические фразеологизмы к следующим выражениям

Совсем близко (рукой подать, в двух шагах), очень быстро бежать (сломя голову, со всех ног), говорить вздор (морочить голову, точить лясы), очень мало (с гулькин нос, кот наплакал), бездельничать (бить баклуши, валять дурака), сделать плохо (с горем пополам, из рук вон).

 

Задание. Попытайтесь подобрать фразеологизмы-антонимы к следующим выражениям

На словах (на деле), засучив рукава (спустя рукава), в глаза (за глаза), рукой подать (у черта на куличиках), душа в душу (как кошка с собакой), превозносить до небес (втаптывать в грязь), лишиться чувств (прийти в себя) и т. д.

 

3. Уроки по морфологии

Классифицируя фразеологизмы, мы говорим о части речи, к которой данный фразеологизм относится. Это субстантивные, адъективные и глагольные фразеологизмы. Изучая и повторяя части речи русского языка, обогащаем эту работу заданиями по фразеологии.

 

Задание. Назовите фразеологизмы, в состав которых входят данные слова.

ГОЛОВА – голова и два уха, голова кругом, голова на плечах, голова садовая.

ПЕРВЫЙ – первая скрипка, первый ученик, первая ласточка, не первой молодости.

ПУСКАТЬ – пыль в глаза, петуха, слезу, козла в огород.

ЗОЛОТОЙ – золотые горы, золотая середина, золотые руки.

 

Конечно, необходимо обратить внимание на то, как меняется слово, включаясь во фразеологическую единицу (разряд прилагательных, числительные).

 

4. Уроки по орфографии

Как бы ни менялось значение слова, входящего во фразеологизм, оно пишется по правилам грамматики русского языка. Поэтому фразеологические сочетания могут быть примерами при изучении тех или иных орфографических правил.

1)     орфограммы в приставках:

ПРЕклонять колени – ПРИбирать к рукам,

РАЗвесить уши – РАСпустить нюни, ИЗвестное дело – ИСпустить дух;

2)     орфограммы в корнях:

подЛОЖить свинью, приЛОЖить руки, преПИРать к стенке, проДИРать глаза, вТИРать очки;

3)     орфограммы в суффиксах:

отрезаННый ломоть, как заведЕННая машина, стрелЯНый воробей; 

мышИНая возня, лебедИНая песня, змея подколодНая, толокОН-Ный лоб.

 

Задание. Используй фразеологизм в предложении, выдели орфограмму.

 

5. Уроки по синтаксису

Фразеологизмы, являясь единицей синтаксиса, могут широко использоваться на уроках по этому разделу.

Тексты о фразеологизмах

Спустя рукава

Это выражение зародилось в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами! Будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

 

Текст можно использовать на уроках изучения темы «Сложноподчиненное предложение».

Можно использовать фразеологизмы во внеурочных мероприятиях: викторинах, олимпиадах.

  1. Какие прилагательные могут превратить следующие слова во фразеологизмы: век, середина, правило; удар, система, затмение; суп, шут, чучело; полюс, буря, поле?
  2. Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?
  3. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться, ушки на макушке, тут как тут, постоять головой, сдержать клятву, стоять до конца?
  4.  Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
  5. Названия каких известных вам литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?
  6. Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много?
  7. Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом и почему? Золотые зубы, золотые руки; медвежья услуга, медвежья берлога; важная деталь, важная птица; приходить в голову, приходить в школу; сбивать с дерева, сбивать с толку.
  8. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  9. Что обозначает фразеологизм стреляный воробей?
  10. В каких фразеологизмах используется числительное семь?
  11. Изучение крылатых выражений очень уместно при анализе творчества русских писателей XIX века на уроках литературы. Басни И.А. Крылова невозможно понять, не зная значений фразеологизмов. Так басня «Демьянова уха» насыщена такими выражениями: мой свет, сыт по горло, нужды нет, на славу, ни отдыху ни сроку, сбирается с последней силой, без памяти, ни ногой.
  12. Задание. Найдите в тексте басни «Свинья под дубом» фразеологические сочетания, объясните их значения. Могут ли использоваться данные фразеологизмы в современной речи?
  13.      При изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» невозможно обойти вопрос о языковом и фразеологическом богатстве произведения. «Герой не моего романа», «Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» широко используются в современном языке. В какой связи эти крылатые выражения использованы в комедии, как переосмыслены (Державинское «И дым Отечества нам сладок и приятен»), как могут использоваться сегодня – на эти вопросы ученики могут ответить на уроке литературы.
  14. Задание. В каких современных житейских ситуациях возможно употребление выражения «Числом поболее, ценою подешевле»? Составьте 2-3 предложения. Подберите антоним к данному выражению.

 

«Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений», - писал В.В. Виноградов. Такой же живой и подвижный ум и язык современных школьников необходимо обогащать фразеологическими «запасами». Ведь именно фразеологизмы известный русский лингвист А.И. Ефимов назвал «перлами, самородками и самоцветами родного языка».

 

Автор: Тарасова Юлия Борисовна

МБОУ «СОШ № 8»

г. Елизова Камчатского края