Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Внимание детей во время занятий

 

Внимание – важная сторона познавательной деятельности.  Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого-либо объекта, сменой его движений, действий, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации, силы голоса.

Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью.

Процесс обучения нельзя сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Произвольное внимание преходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.

Значение послепроизвольного внимания важно для педагогического процесса, так как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.

К особенности внимания относятся сосредоточенность (или концентрация) и устойчивость.

Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка нетрудно. Но сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы.

Формирование внимания всегда было важным звеном процесса обучения. Оно приобретает определенные качества в зависимости от того, как направляется эта деятельность.

Очень важен организационный момент проведения занятия. Включению детей в работу способствует, прежде всего, способ раскрытия цели занятия, его содержания. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя.

Внимание детей необходимо поддерживать в течении всего занятия.

Объяснение должно быть немногословным, нацеливать детей на главное.

Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.

Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно сказать по-другому, воспитатель тем самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.

Для создания устойчивого внимания и сохранения его воспитатели усложняют задания, ставя на каждом занятии перед детьми умственную задачу.

К концу занятия утомление нарастает. У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае внимание детей снижается.

  Литература

1. «Психология дошкольника. Хрестоматия» Г.А. Урунтаева 2000г. 

 

Автор: Спиридонова Ирина Александровна

педагог-психолог

ГБОУ Школа № 1387 д/о «Теремок»

г. Москва