Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Раннее выявление неблагополучия в семьях

и проведение профилактических мероприятий

 

1. Социальная работа

Под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек – человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями.

Иногда понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например, в семье, в других же случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание. Есть попытки сводить общественное воспитание к благотворительной деятельности, работе с так называемыми «группами риска», решению воспитательных проблем различных возрастных групп и слоев населения, пожилых людей и т.д.

Проблемы общественного воспитания изучает социальная педагогика. Ее предмет – закономерности влияния социальной среды на формирование личности. В частности, исследуется влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви. Внимательно присматривается социальная педагогика к «группам риска», которые составляют люди, волею судеб оказавшиеся в сложных и критических условиях, - безработные, бомжи, наркоманы, пьяницы, проститутки, преступники, больные, вышедшие из мест заключения, попавшие в преступные группы и запрещенные религиозные секты и т.д. Этим людям особенно нужна квалифицированная педагогическая помощь. Социальная педагогика изучает также особенности процессов воспитания в зрелом и пожилом возрасте, в условиях трансформации человеческих отношений под прессингом рыночных отношений, жесткой конкурентной борьбы. Интересуют ее и проблемы деловой карьеры, женского воспитания, удовлетворения работой, организация досуга. Социальная педагогика ищет пути активного сотрудничества с церковью в духовном возвышении людей.

«Социальная работа» - принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только в нашем веке социальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специальной подготовки.

Социальная работа – это еще и систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи.

Наиболее эффективна та помощь, которая оказывается не разрозненными одиночками, а мощными профессиональными организациями (коммерческими и некоммерческими), поддерживаемыми государством и общественным мнением. Социальная помощь – это показатель высокой культуры и цивилизованности общества. Как правило, она встречает сочувствие и уважение всего населения, поэтому пользуется высочайшим авторитетом.

Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это алкоголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализация по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту получить более глубокую подготовку.

В настоящее время сферами практической работы считаются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, социальная работа по профессиям, престарелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий подход к специализации. Он требует, чтобы работник в соответствующей области владел необходимыми знаниями о категориях населения, которые обращаются за данным видом помощи, о возникающих проблемах.

 

2. Воспитание в семье

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье? Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.

Воспитательные функции семьи:

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество;

- семья обеспечивает преемственность традиций;

- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии

 

3. Раннее выявление неблагополучия в семьях и проведение профилактических мероприятий

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Классификация семей по возможным признакам неблагополучия:

- семьи, в которых находятся опекаемые дети;

- многодетные семьи;

- неполные семьи;

- проблемные семьи.

Критерии неблагополучия семьи:

- Асоциальное поведение;

- Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей;

- Насилие в семье.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).  

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года формируется банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (старшего воспитателя, воспитателей) разрабатываются и составляются социальные паспорта на каждую возрастную группу и социально – педагогический  паспорт по дошкольному учреждению, в который изменения и дополнения вносятся по мере необходимости в течение года.  В паспорте содержится  информация о социальном статусе семьи, образовательный и возрастной ценз родителей, социально-бытовые условия проживания семей. На основании имеющихся данных проводится анализ и определяется тип семьи. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.        

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.   

С целью профилактики и социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

В детском саду большое внимание уделяется организации форм работы с родителями как коллективные (родительские собрания, праздничные мероприятия, конкурсы, анкетирование), индивидуальные (консультации, беседы, посещение родителями занятий, посещения на дому), информационно – ознакомительные (открытые просмотры занятий, выставки детских работ, фотовыставки), информационно – просветительские (информационные стенды, папки – передвижки, тематические выставки). Посредством стендов, тематических папок - передвижек, памяток  родители получают рекомендации, советы по вопросам исполнения ими обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между воспитателями и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

На стадии раннего выявления  неблагополучия в семье педагогами ДОУ проводится целенаправленная работа по дальнейшему предотвращению фактов неблагополучия в семье. С данной категорией родителей проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, обследования жилищно-бытовых условий детей, воспитывающихся в данных семьях. Наряду с вышеперечисленными формами работы члены семей группы риска активно привлекаются к участию в общественной жизни детского сада: родительские собрания, конкурсы для детей и родителей, выставки поделок, праздники и развлечения, спортивные соревнования и другие мероприятия в соответствии с планом ДОУ.  

Основными составляющими в работе с воспитанниками ДОУ из семей, находящихся в социально опасном положении,  являются:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Система профилактических средств физического воспитания: специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние.

3. Использование элементов песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии,  способствующие снятию эмоционального напряжения.

4. Расширение возможностей контактов ребенка с другими детьми и взрослыми, через посещение школы, библиотеки.

 

4. Заключение

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Все проводимые формы работы в ДОУ направлены на формирование ценностей семьи и дома, укрепление детско-родительских связей и отношений, авторитета родителей, восстановление семейного статуса семьи, формирование здорового образа жизни, профилактику зависимого поведения, воспитание культуры поведения, создание условий для сохранения физического и психического здоровья детей.

Работая в социально – педагогической сфере, я руководствуюсь системой принципов семейного воспитания:

 - дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

-  родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию;

- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей;

- диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

- личность самих родителей идеальная модель для подражания детей;

- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

-  все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

 - оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

В заключение, можно отметить несколько выводов при работе с семьями,  попавшими в трудную жизненную ситуацию:

- нельзя предпринимать воспитательных действий в плохом настроении;

- четко и ясно определить, что нужно от семьи, что семья думает по этому поводу;   

- нужно постараться убедить семью в том, что цели педагога – это, прежде всего, семьи цели;

- обязательно предоставить семье самостоятельность, не стоит контролировать каждый ее шаг;

- не поучать родителей, а показывать возможные пути преодоления трудностей;

- надо поощрять успехи семьи, не стараться семью перевоспитывать;

- социальный работник должен формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни;

- педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во, что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 

Список использованных источников

1. И П. Подласый. Процесс воспитания – Общественное и семейное воспитание. Кн.2 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

2. Л. Кларк. Практическое воспитание по воспитанию – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 201с.

3. М.В. Ломоносов. О воспитании и образовании – М., 2009. – 480с.

4. Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

5. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. – П24 288 с.: ил. – (Б – ка для родителей).

6. Диалоги о воспитании: / Под ред. В.Н. Столетова; Сост. О.Г. Свердлова. – 3-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1985. – 288 с., ил. – (Библиотека для родителей).

 

Автор: Недашковская Инна Александровна

старший воспитатель

Филиала МБОУ «Важская основная школа» -

детский сад № 35 «Колокольчик»

п. Важский Архангельской области