Управление качеством дошкольного образования
Аннотация
Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему противоречия между главной задачей государственной политики в области образования (достижение и обеспечение современного качества образования) и отсутствием положений, определяющих и регулирующих вопросы достижения и обеспечения качества дошкольного образования в действующем законодательстве РФ. Необходим поиск эффективных механизмов управления на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребёнка, формирования и становления у него основ «культурного человека». Решение этой проблемы составляют следующие задачи: выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации; разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления; опираясь на результаты анализа, подготовить научно-практические рекомендации по организации управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова
Качество образования, управление образовательной деятельностью в дошкольном учреждении, особенности управления качеством образовательной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, качество управления.
Качество выражает существенную определенность объекта (объект – система дошкольного образования). Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием;
- не присмотром и (или) уходом, а образованием;
- не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;
- не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может быть существенно повышена, если:
- выделены общетеоретические подходы к его исследованию;
- выявлены особенности дошкольного учреждения как особой сферы формирования и функционирования качества образования;
- обобщены основные тенденции, характеризующие современную образовательную ситуацию, с точки зрения их влияния на качество дошкольного образования;
- разработана модель качества дошкольного образования, отображающая его в единстве всех категориальных характеристик и способствующая формированию целостного представления о нём как объекте управления.
В работе использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам качества образования, управления качеством, управления образовательными системами;
- изучение документации, собеседование с руководителями;
- моделирование качества дошкольного образования;
- статистический анализ экспериментальных данных.
Параметры, характеризующие качество дошкольного образования
Соответствуют трем группам требований ФГОС:
1 группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.
3 группа. Параметры, соответствующие результатам освоения ООПДО требования действующих нормативных правовых документов.
В качестве нормативных правовых документов рассматриваются положения:
Закона «Об образовании»; ФГОС.
Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного, зафиксированные в нормативных правовых документах. Большинство параметров содержит «подпараметры», которые уточняют и расширяют содержание отдельных параметров, то есть являются значимыми характеристиками данного параметра. Пример:
Параметр – направленность ООПДО.
Подпараметры:
- на формирование общей культуры;
- на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;
- на обеспечение социальной успешности и т.д.
Все параметры имеют разную степень «развернутости», то есть имеют большее или меньшее количество характеристик. Не детализированы параметры, контроль которых находится в компетенции других ведомств, например «Роспотребнадзора».
Те параметры, что относятся непосредственно к компетенции проверяющих «от образования», имеют большую степень развернутости.
Перечень параметров должен быть единым для всех контролирующих органов муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием, а также для самого образовательного учреждения в целях обеспечения согласованности действий всех субъектов управления.
Современный период развития России чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашёл своё выражение в национальной доктрине российского образования, в послании Президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования.
Принципиально новым является введение законом РФ "Об образовании" государственных образовательных стандартов на территории России, которые должны регулировать уровень дошкольного образования и стимулировать его развитие в условиях разнообразия, способствовать сохранению единого образовательного пространства. Соответствие деятельности дошкольного учреждения образовательному стандарту устанавливается в процессе аттестации и аккредитации. В раздел 1 включены "Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации", а также ряд других документов и материалов по этой проблеме.
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально- педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни. Заложенные в дошкольном возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. И естественно, что процесс модернизации системы образования в РФ коснулся и дошкольного образования. В первую очередь, необходимо отметить, что в последние годы произошли существенные преобразования нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Основными нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, являются: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, 23 ноября 2009 г. утверждены Федеральные государственные образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказом Минобрнауки РФ № 655).
Все эти нормативные документы обеспечивают полноценное и комплексное образовательное решение проблем дошкольников в процессе обучения и воспитания, что сказывается на качественном предоставлении образовательных услуг детям дошкольного возраста.
Все перечисленные документы отвечают и являются основой для разработки образовательных программ, основой для разработки дополнительных муниципальных законодательных актов и положений.
Список использованной литературы
Автор: Калинина Алла Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 497»
г. Екатеринбурга Свердловской области
2013 - 2023 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)