Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Управление качеством дошкольного образования

 

Аннотация

Приоритет качества образования как ядра образовательной политики делает остроактуальной проблему противоречия между главной задачей государственной политики в области образования (достижение и обеспечение современного качества образования) и отсутствием положений, определяющих и регулирующих вопросы достижения и обеспечения качества дошкольного образования в действующем законодательстве РФ. Необходим поиск эффективных механизмов управления на всех уровнях образовательной системы, начиная с дошкольного учреждения. Последнему принадлежит особо важная роль, которая определена уникальностью дошкольного детства как периода разностороннего развития ребёнка, формирования и становления у него основ «культурного человека».  Решение этой проблемы составляют следующие задачи: выявить потенциал дошкольного учреждения как качество обеспечивающей образовательной организации; разработать интегральную модель качества образовательной деятельности детского сада, как объекта управления; опираясь на результаты анализа, подготовить научно-практические рекомендации по организации управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова

Качество образования, управление образовательной деятельностью в дошкольном учреждении, особенности управления качеством образовательной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, качество управления.

Качество выражает существенную определенность объекта (объект – система дошкольного образования). Обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образование сегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием;

- не присмотром и (или) уходом, а образованием;

- не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

- не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века), а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность управления качеством образования в дошкольном образовательном учреждении может быть существенно повышена, если:

- выделены общетеоретические подходы к его исследованию;

- выявлены особенности дошкольного учреждения как особой сферы формирования и функционирования качества образования;

- обобщены основные тенденции, характеризующие современную образовательную ситуацию, с точки зрения их влияния на качество дошкольного образования;

- разработана модель качества дошкольного образования, отображающая его в единстве всех категориальных характеристик и способствующая формированию целостного представления о нём как объекте управления.

В работе использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам качества образования, управления качеством, управления образовательными системами;

- изучение документации, собеседование с руководителями;

- моделирование качества дошкольного образования;

- статистический анализ экспериментальных данных.

 

Параметры, характеризующие качество дошкольного образования

Соответствуют трем группам требований ФГОС:

1 группа. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

2 группа. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов.

3 группа. Параметры, соответствующие результатам освоения ООПДО требования действующих нормативных правовых документов.

В качестве нормативных правовых документов рассматриваются положения:

Закона «Об образовании»; ФГОС.

Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного, зафиксированные в нормативных правовых документах. Большинство параметров содержит «подпараметры», которые уточняют и расширяют содержание отдельных параметров, то есть являются значимыми характеристиками данного параметра. Пример:

Параметр – направленность ООПДО.

Подпараметры:

- на формирование общей культуры;

- на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка;

- на обеспечение социальной успешности и т.д.

Все параметры имеют разную степень «развернутости», то есть имеют большее или меньшее количество характеристик. Не детализированы параметры, контроль которых находится в компетенции других ведомств, например «Роспотребнадзора».

Те параметры, что относятся непосредственно к компетенции проверяющих «от образования», имеют большую степень развернутости.

Перечень параметров должен быть единым для всех контролирующих органов муниципального, регионального и федерального уровней управления образованием, а также для самого образовательного учреждения в целях обеспечения согласованности действий всех субъектов управления.

Современный период развития России чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашёл своё выражение в национальной доктрине российского образования, в послании Президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования.

Принципиально новым является введение законом РФ "Об образовании" государственных образовательных стандартов на территории России, которые должны регулировать уровень дошкольного образования и стимулировать его развитие в условиях разнообразия, способствовать сохранению единого образовательного пространства. Соответствие деятельности дошкольного учреждения образовательному стандарту устанавливается в процессе аттестации и аккредитации. В раздел 1 включены "Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации", а также ряд других документов и материалов по этой проблеме.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально- педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни. Заложенные в дошкольном возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. И естественно, что процесс модернизации системы образования в РФ коснулся и дошкольного образования. В первую очередь, необходимо отметить, что в последние годы произошли существенные преобразования нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основными нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, являются: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, 23 ноября 2009 г. утверждены Федеральные государственные образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказом Минобрнауки РФ № 655).

Все эти нормативные документы обеспечивают полноценное и комплексное образовательное решение проблем дошкольников в процессе обучения и воспитания, что сказывается на качественном предоставлении образовательных услуг детям дошкольного возраста.

Все перечисленные документы отвечают и являются основой для разработки образовательных программ, основой для разработки дополнительных муниципальных законодательных актов и положений.

 

Список использованной литературы

  1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Волобуева Л.М. Структура управления ДОУ // Управление ДОУ. – 2004. - №1. – с.8-15.
  4. Гержина, Т. И. Внедрение федеральных государственных требований в дошкольное образование  // Методист. - 2011. - N 7. - С. 66-68.
  5. Едакова И.Б.  Обновление содержания и методов  дошкольного образования в условиях введения  Федеральных государственных требований  /Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году.-   Хабаровск .-  2010.-с.4-8.
  6. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым 21.01.2010г.);
  7. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
  8. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
  9. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
  10. 10.  Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.

 

Автор: Калинина Алла Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 497»

г. Екатеринбурга Свердловской области