Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

Экологическая тропа весной

 

Программное содержание:

  • Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе.
  • Показать объекты экологической тро­пы весной.
  • Формировать бережное отношение к окружающей приро­де.
  • Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

 

Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, скво­речник на дереве, кормушка для птиц, пень.

 

Связь с другими занятиями и видами деятельности:

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу.
  • Наблюдения за птицами.
  • Рассматривание деревьев, растущих на участке.
  • Беседы о насекомых.
  • Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка».
  • Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».
  • Рисова­ние дерева.

 

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологи­ческой тропе нашего детского сада.

Дети выходят на улицу, их встречает Старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок. Здравствуйте, дети! Кто мне скажет, какое сейчас время года?

А кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше?

Как вы догадались, что сейчас весна?

Мы уже встречались осенью и зимой.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распустились лис­точки, появилась зеленая травка».

Старичок Лесовичок. Вы помните, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет — через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!

Воспитатель. Спасибо, дедушка, мы не знали, что они называ­ются «чечевички». Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе? Повторите: чечевички.

Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.)

Ствол более темный и кора шер­шавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на ве­точках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и длинные сережки.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовые сережки.

 

Воспитатель. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, се­мена тихо падают на землю. (Дети приседают.)

Ребята, как вы думае­те, береза любит солнце?

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

Береза украшает наши города. Это красивое де­рево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.

Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Березка»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится!

Воспитатель. В лесу береза приносит много пользы чело­веку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут ис­пользовать березу?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березо­вые дрова, чтобы топить печи; делают из коры — бересты — красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки), из древесины делают мебель и посуду».

Воспитатель. Внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются — подберезовики. Много пользы приносит нам береза.

В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нуж­но беречь. Что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любовать­ся, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой».

Воспитатель. Экологическая тропинка ведет нас дальше, к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они? (Ответы детей).

Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.

Дети, а вы знаете, для чего вска­пывают землю на клумбе? Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. (Отве­ты детей.)

Воспитатель. Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.

Как вы думаете, ребята, чем сейчас питают­ся птицы?

Педагог обобщает ответы детей: «Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой и др.».

Воспитатель. Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?

Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»

Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше.

Следующая остановка у пня. Здесь могут жить разные насеко­мые — муравьи, личинки бабочек, жуки и др.

Дети рассматривают пень и насекомых (если таковые имеются).

Воспитатель. Вот какое увлекательное путешествие мы сегод­ня совершили по экологической тропе.

Педагог и дети благодарят Старичка Лесовика.

Старичок Лесовичок. Вы мне очень понравились, приходите в гос­ти, я еще многое могу рассказать вам о природе.

И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось.

До свидания!

 

Автор: Кочеткова Светлана Александровна

воспитатель

ГБОУ СОШ № 121

дошкольное отделение 28 А г. Москвы