Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

«Актуальность Монтессори – педагогики в

образовательной работе современного ДОУ»

 

«Все дети рождаются гениями»

Мария Монтессори

 

Основной целью занятий в ДОУ долгое время являлось формирование у детей знаний и умений, предусмотренных Программой воспитания и обучения в детском саду. Современная школа  дает ДОУ социальный заказ иного содержания. Дошкольник, прежде всего, должен хотеть учиться. Актуальным становятся не определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, а развитие творческого потенциала, проявление активности в получении знаний. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Данную проблему невозможно решить без внедрения в практику работы ДОУ инновационных технологий.

В нашем дошкольном учреждении «Золотая рыбка» (город Ноябрьск, Ямало-ненецкий автономный округ) – это создание образовательной среды по методу Марии Монтессори. Цель ее метода – сформировать образовательную среду для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями.

Для того чтобы каждый ребенок реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, иметь возможность обратиться за помощью. А для этого нужна подготовленная образовательно-развивающая среда.

Монтессори-материалы – составная часть педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности.

Работа по системе Монтессори дала нам (педагогам) возможность понять, что каждый ребенок способен к индивидуальному саморазвитию благодаря своим способностям и возможностям, так как Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. В своей работе мы учитываем возрастные особенности и интересы детей, однако каждый ребенок своеобразен, развивается в своем темпе, у каждого есть свои задатки. Поэтому наши педагоги  придерживаются принципа не подавлять детей своей воле, а наоборот, предоставляют ребенку самостоятельно  выбрать: с каким материалом он сегодня будет работать, а педагог лишь контролирует его работу, при необходимости дает разъяснения (презентацию материала).

Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», выявляющие глубинные связи предметов, что происходит в процессе повторения упражнений.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослого, Монтессори-материалы дают возможность контроля над ошибками, которые можно самостоятельно выявить и устранить – это приучает детей к точности.

Работая много лет по методу Монтессори, мы создали наиболее эффективную и функционально оправданную структуру работы с материалом, состоящую из трех основных аспектов:

- презентация;

- работа на «круге»;

- работа с Монтессори-материалом.

Чтобы каждый ребенок мог самостоятельно работать с необходимым ему материалом, мы разместили его по основным зонам:

Зона практической жизни. Упражнения с материалами этой группы готовят детей к повседневной жизни. Материалы создаются и формируются самими педагогами, подразделяются тематически: забота об окружающей среде и человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений.

Зона сенсорного развития. Материалы, закладывающие прочную основу для развития интеллекта и чувств. Здесь присутствуют комплексы материалов для упражнений в определении свойств цвета, формы, размера, веса, температуры, структуры поверхности, выделение в материале определенного качества или свойства. Заложенный в материале «контроль ошибок» предполагает самостоятельность при их использовании ребенком.

Зона математического развития. Материалы, дающие возможность сенсорного опыта общения с абстрактными понятиями, образующими математику. Косвенная подготовка к ее изучению заложена в материалах практической и сенсорной зоны. Также здесь представлены материалы по обучению арифметическим действиям, подсознательному восприятию взаимодействия чисел в работе с конкретными предметами.

Зона родного языка. Материалы, поясняющие ребенку особенности родного языка и позволяющие ему без особых усилий читать и писать. Материалы на знакомство с очертанием буквы, составление слов из букв, развитие мелкой моторики руки и координации движений, необходимых при письме, на расширение и обогащение словарного запаса.

Зона космического воспитания. Материалы, помогающие ребенку упорядочить восприятие окружающего мира, закладывающие фундамент будущих научных знаний. Материалы космического воспитания носят научно-исследовательский и практически-прикладной характер. Объекты живой и неживой природы представлены в широкой гамме от природы родного края до космических тел и макетов Солнечной системы, созвездий. Здесь же представлены географические материалы для формирования знаний о физическом мире, ориентировке во времени.

Таким образом, при использовании данной методики происходит всестороннее развитие ребенка. Монтессори - среда с её разнообразными материалами предоставляет огромную базу для подготовки ребенка к школе - любой Монтессори - материал приучает ребенка концентрировать свое внимание, а понимание и запоминание алгоритма работы развивает память и мышление. Первокласснику важно иметь хорошо подготовленную к письму руку: развитую мускулатуру кисти, согласованность движений руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом и кисточкой. Работая в Зоне практической жизни, ребенок учится аккуратно раскладывать и сортировать мелкие предметы, пересыпать, переливать, развивая мелкую моторику - мускулатуру и координацию пальцев и кисти.

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.         

 

Автор: Демиденко Гульнара Рауфовна

МБДОУ «Золотая рыбка»

г. Ноябрьска Ямало-ненецкого автономного округа