Электронный журнал "Мастер-Педагог"

bus

 Тренинговое занятие «В гостях у сказки»

 

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

 

Задачи:

1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

3. Развивать умение прислушиваться к своим ощущениям.

4. Сплочение педагогического коллектива.

 

Методы: беседа,сказкотерапия, арт-терапия, медитативныетехники, телесноориентированная терапия, рефлексия.

 

Оборудование: искусственный цветок, ароматизированная свеча, бумага А4 (по числу участников), цветные карандаши, ваза, два графина с водой, семена подсолнечника, цветочный горшок с землей, релаксационная музыка, текст стихотворения Л. Рубальской (по числу участников), анкеты обратной связи (по числу участников).

 

Программное содержание

1. Игровое упражнение «Знакомство»

Участники тренинга сидят в кругу, начиная с тренера по очереди, называют свое имя и заканчивают фразу «Про меня говорят, что я …», передавая при этом искусственную розу  соседу справа.

 

2. Игровое упражнение «Система»

Участникам предлагается встать в круг максимально близко, так, чтобы плечи соприкасались с плечами соседей справа и слева. В таком состоянии нужно принять наиболее удобное положение для каждого. Педагог-психолог предлагает прочувствовать единство, силу и мощь сложенной участниками тренинга фигуры. Затем задает системе ритм (слегка покачиваясь из стороны в сторону). Задачей группы при этом является уловить ритм и в течение 1-2 минут удерживать его. Затем стоя, обсуждается, насколько удобно было находиться в синхронно двигающейся системе; если был дискомфорт – определить его причины.

 

3. Игровое упражнение «Вход в сказку»

Педагог-психолог зажигает свечу со словами: «Сегодня я хочу пригласить Вас в удивительный мир сказок, где происходят чудеса и удивительные превращения. Попасть в мир сказок нам поможет зажженная свеча. Пусть каждый из вас возьмет ее в руки, ощутит трепетное тепло пламени, нежный аромат…». Участники предают свечу по кругу под тихую музыку.

 

4. Игровое упражнение «Рассказчик и слушатель»

«Дорогие друзья! Сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не имеют они и говорить. Как же они общаются друг с другом? Оказывается вместо ушей у них спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они многому могут нас научить. Например, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превратиться в Рассказчика, другой в слушателя. Кстати, прелесть такого общения еще и в том, что слушатель не перебивает рассказчика, а выслушивает мысль до конца. Итак, дорогие Рассказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув к себе спиной. Помните, вы рассказываете что-то важное и интересное, прикасаясь к спине вашего слушателя. А прикосновения бывают разными: глубокими и легкими, продолжительными и краткими. Всё зависит от того, что вы хотите рассказать»

Обмен впечатлениями.

 

5. Упражнение на визуализацию «Прекрасная путница»

Педагог-психолог предлагает принять удобное положение, закрыть глаза и представить себя прекрасной путницей (под спокойную релаксационную музыку).

«Ты – прекрасная путница, ты с великим трудом бредешь, казалось бы, по бесконечной дороге. Ты вся обвешана всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висит у тебя за спиной, туловище обвито толстым бурдюком с водой, а в руках - по тяжелому камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтается старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые ты тянешь по пыльной дороге тяжелые гири, обвивают твои ноги. На голове, балансируя, ты удерживаешь наполовину гнилую тыкву. Со стонами ты продвигаешься  шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару тебе повстречался крестьянин. «О, прекрасная путница, зачем ты нагрузила себя этими обломками скал? » — спросил он. «Действительно, глупо, — отвечаешь ты, — но я до сих пор их не замечала». Сказав это, ты далеко отшвырнула камни и сразу почувствовала облегчение. Вскоре тебе повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталая прекрасная путница, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? » — поинтересовался он. «Я очень рада, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знала, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, ты швырнула тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовала облегчение. Но чем дальше ты идешь, тем сильнее страдаешь. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на тебя: «О, прекрасная путница, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумала пройти пустыню. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! » — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметила, что тащу с собой в пути». С этими словами ты открываешь  бурдюк, и тухлая вода выливается на песок. Задумавшись, ты стоишь и смотришь на заходящее солнце. Последние солнечные лучи посылают тебе  просветление: ты вдруг увидела тяжелый мельничный жернов у себя на шее и поняла, что из-за него ты шла сгорбившись. Ты отвязываешь  жернов и швыряешь его  в реку так далеко, как только можешь. Свободная от обременявших тебя тяжестей ты продолжаешь свой путь в вечерней прохладе…»

Обсуждение символов, представленных в притче. Обмен мнениями, впечатлениями.

 

6. Упражнение «Рисуем печали» (арт-терапия)

Участникам предлагается изобразить символами (или любыми другими способами) на листе бумаги то, что им мешает чувствовать себя счастливыми. Упражнение выполняется в течение 4-6 минут по музыкальное сопровождение. Далее участники по желанию рассказывают о своих рисунках, о том, от чего бы им хотелось освободиться.

 

7. Игровое упражнение «Живая и мертвая вода»

«В сказках герои иногда пользуются чудодейственными свойствами "живой" и "мертвой" воды. "Живая вода" дает нам новые силы для созидания. "Мертвая вода" "растворяет" все то, что тормозит развитие человека. Сегодня я хочу предложить вам тоже испробовать силы ее волшебства»

Участник группы мнут свои рисунки, в каждое движение вкладывая мысль об освобождении от разрушительных тенденций. Затем комок бросается в специальную вазу и заливается символической "мертвой водой".

«Теперь то, что мешало, сделалось безопасным и нейтральным, это стало нашим жизненным опытом. Осмысленный опыт может стать прекрасным удобрением для роста новых идей, начинаний»

 

8. Упражнение «Семя счастья»

Участникам предлагается взять по одному или несколько семечек.

«В ваших руках сейчас зернышко, семя из которого вырастают новая жизнь и возможности. Подумайте, помечтайте о том, что бы вам хотелось делать полезного в жизни. Представьте исполненным свое созидающее желание. А теперь я прошу вас подойти к горшку с землей и посадить свои зерна»

После того как все зерна будут посажены, каждый участник поливает землю "живой водой".

 

9. Упражнение-медитация

Участникам предлагается по кругу зачитать по одной строке стихотворения Л. Рубальской.

Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу!

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю!

Потому что уважение для самой себя коплю!

Без любимой, без меня, не могу прожить и дня,

Я с собою неразлучна, Я - кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чем-то сомневаюсь, то уверенность вселю!

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать,

Я могу парить как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу, Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою песню нежную свою

Так собою восхищаюсь, что порою устаю!

За собою дорогой, я и в воду, и в огонь,

И живу теперь с собою как за каменной стеной!

Среди множества забот, лишь одно меня гнетет:

От меня-меня такую, ВДРУГ, да кто-то уведет!

 

Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня… ”.

Оправдались ли Ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

 

Ритуал выхода:

Упражнение на концентрацию внимания:

Сядьте поудобнее, расслабьтесь, возьмитесь за руки, смотрите на свечу, сделайте глубокий вдох-выдох. Мы в реальном мире.

Все хорошее, что было сегодня мы возьмем с собой и пусть оно помогает нам, задуем свечу.

Хорошего всем дня!

 

Участники заполняют анкеты обратной связи.

 

Автор: Андреева Инна Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 127 «Малышка»»

 г. Чебоксары Чувашской Республики