rainbow

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 «Читайте!

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли хоть одной новой

страницы из книги!»

Паустовский К.Г.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят своё свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Самуил Яковлевич Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя»: кто же вводит дошкольника в мир книги?

Этим занимаются педагоги детского сада, родители. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения.

Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

 Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировозренческом и нравственном становлении человека.

Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве.

Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в должен быть в каждой возрастной группе детского сада.

Основные требования в формировании книжных уголков:

- рациональное размещение в группе, доступность;

- соответствие возрасту детей;

-  соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения, такими как: словесный, наглядный и практический.

К словесному методу относится:

- чтение произведений;

- вопросы по содержанию произведений;

- пересказ произведений:

- заучивание наизусть;

- беседа по произведению;

- прослушивание аудиозаписей.

Практический метод:

- элементы инсценировки;

- игры-драматизации;

- дидактические игры;

- театрализованные игры;

- использование разных видов театров;

- игровая деятельность.

 Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек;

- элементы инсценировки;

- движение пальцами и руками;

- схемы;

- просмотр видеофильмов:

- оформление выставок.

В работе с детьми по приобщению к литературному чтению вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе - самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.

В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы, а также организация зрелищ и развлечений (инсценировки, литературные утренники, показ диафильмов и т. д.)

Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, а также пословицы, загадки и т. д.

Существует другая группа методов и средств использования литературы вне занятий - развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.

Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, осени, день птиц и другие), рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок.

В подготовительной к школе группах используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.

Утренник может быть посвящён юбилею или творчеству писателя.

«Русские народные сказки», «Советские поэты — детям» и т. д.

К зрелищным видамразвлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых и дошкольников.

Инсценировка литературных произведений для детей, это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Также одной из форм по ознакомлению детей с художественной литературой является работа с родителями.

Наше время - время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами Максима Горького: «одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга».

Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

 

Литература:

  1. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. «О детской литературе» 2-е изд. М.: Детская литература.
  2. Болотская С. «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» Детский сад от А до Я. 2008.
  3. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Т.М. Бондаренко.
  4. Гриценко З. А Детская литература. Методика приобщения детей к чтению/З.А. Гриценко. - М.: Академия, 2010.

 

Авторы: Бобович Светлана Васильевна, воспитатель

Зензерова Олеся Владимировна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 33