ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня,
когда бы вы не прочли хоть одной новой
страницы из книги!»
Паустовский К.Г.
Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят своё свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Самуил Яковлевич Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя»: кто же вводит дошкольника в мир книги?
Этим занимаются педагоги детского сада, родители. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения.
Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировозренческом и нравственном становлении человека.
Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве.
Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в должен быть в каждой возрастной группе детского сада.
Основные требования в формировании книжных уголков:
- рациональное размещение в группе, доступность;
- соответствие возрасту детей;
- соответствие интересам детей;
- постоянная сменяемость;
- эстетическое оформление;
- востребованность.
Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения, такими как: словесный, наглядный и практический.
К словесному методу относится:
- чтение произведений;
- вопросы по содержанию произведений;
- пересказ произведений:
- заучивание наизусть;
- беседа по произведению;
- прослушивание аудиозаписей.
Практический метод:
- элементы инсценировки;
- игры-драматизации;
- дидактические игры;
- театрализованные игры;
- использование разных видов театров;
- игровая деятельность.
Наглядный метод:
- показ иллюстраций, картин, игрушек;
- элементы инсценировки;
- движение пальцами и руками;
- схемы;
- просмотр видеофильмов:
- оформление выставок.
В работе с детьми по приобщению к литературному чтению вне занятий проявляются два направления: первое, когда педагог целенаправленно организует дошкольников для восприятия произведений, и второе - самостоятельное использование произведений детьми по их собственной инициативе при косвенном участии взрослого.
В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы, а также организация зрелищ и развлечений (инсценировки, литературные утренники, показ диафильмов и т. д.)
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, а также пословицы, загадки и т. д.
Существует другая группа методов и средств использования литературы вне занятий - развлечения, праздники, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, осени, день птиц и другие), рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок.
В подготовительной к школе группах используются своеобразные формы работы с художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.
Утренник может быть посвящён юбилею или творчеству писателя.
«Русские народные сказки», «Советские поэты — детям» и т. д.
К зрелищным видамразвлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты, которые осуществляются силами взрослых и дошкольников.
Инсценировка литературных произведений для детей, это средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Также одной из форм по ознакомлению детей с художественной литературой является работа с родителями.
Наше время - время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами Максима Горького: «одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга».
Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.
Литература:
Авторы: Бобович Светлана Васильевна, воспитатель
Зензерова Олеся Владимировна, воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 33
2013 - 2024 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)