Семинар для педагогов
«Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»
О том, что игра необходима для полноценного развития ребенка, сказано и написано немало. Дети должны играть. Игра увлекает малышей, делает их жизнь разнообразнее, богаче.
В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми – творческих или сюжетно-ролевых. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Участие в играх облегчает детям сближение друг с другом, помогает найти общий язык, облегчает обучение на занятиях в детском саду и подготавливает к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
Давно известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, привлеченный игровым замыслом, как бы не замечает того, что он учится.
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
Все игры призваны помочь детям:
- они вызывают радость от общения;
- учат жестом, словом выражать свое отношение к игрушкам, людям;
- побуждают действовать самостоятельно;
- замечают и поддерживают инициативные действия других детей.
В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми.
Игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, внимание. Ее, обязательные для всех, правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Они считают, что на игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. Игра – это пустое занятие.
А для ребенка игра – это способ самореализации. В игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. В игре он приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребёнка: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Эти игры являются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно они являются истинно детской деятельностью, отвечающей природе ребенка, его потребностям и интересам.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.
Правильно организованная предметно – развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально – положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры – занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой.
Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности.
Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
Главный критерий - содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности - как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.
Эстетика оформления ДОО
В последнее время отмечается весьма благоприятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.
В группах могут быть уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. В разных режимных моментах может присутствовать музыкальное сопровождение (в т. ч. классическая музыка) как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмоциональный фон и знакомит детей с лучшими образцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирование фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков.
Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы.
Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади.
Детские стульчики и столы незаменимы в создании пространства игры - ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства своей жизни.
Содержание игровых уголков для сюжетных игр «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разнообразной тематики самими детьми.
Жесткость в организации пространства не позволяет создавать некоторые важные для дошкольников функциональные зоны. Так, необходимы в группе уголки уединения. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Такие места найдутся в самых разных плоскостях (например, ребенок может залезть под стол, внутрь большой полки или ящика). Граница уединения может быть даже условной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудованное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением данной проблемы.
В группах ДОУ очень нужна зона самостоятельного экспериментирования. Ее отсутствие существенно обедняет возможности развития детей дошкольного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно организовать невысокий стеллаж с отделами для хранения различных материалов или динамических игрушек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое пространство.
Сделают среду гибкой и трансформируемой позволяют: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функции помещения группы.
Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов
Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для главной деятельности дошкольников - сюжетной игры. Набор кукол чаще всего крайне однообразный - это преимущественно куклы-девочки и младенцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков. Совсем редки маркеры роли - детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.). В отличие от нарядов, которые бывают в избытке в уголках ряжения, это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя каким-либо персонажем.
Особое значение здесь имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал, баночки, бутылочки, коробочки), способствующие развитию у дошкольников воображения, знаково-символической функции мышления. Необходимо следить за состоянием такого материала, чтобы он не превращался в мусор, постоянно обновлялся.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Автор: Карпенко Ирина Владимировна
воспитатель
МДОУ "Детский сад № 90 общеразвивающего вида"
г. Магнитогорска
2013 - 2024 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)