rainbow

Осенний гербарий

 

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период с учетом природно-климатических условий.

Задачи:

• выявить причины природно-климатического явления – листопад;

• выяснить, почему не все деревья одновременно теряют листву;

• установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят;

• активизировать словарь по данной тематике;

• воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность проекта: в условиях образовательного процесса в МАДОУ расширить и укрепить связь с природой, развить взаимодействие и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщить к совместной деятельности детей и родителей в саду и дома.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «ОСЕННИЙ ГЕРБАРИЙ»

Этапы проекта. 

1)           Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта) Педагог продумывает разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей.

- подборка иллюстраций к теме «Осень»;

- загадки об изменениях в природе;

С детьми ведется беседа о изменениях в природе осенью. В ходе беседы обсуждаются вопросы:

Почему листья желтеют?

Что такое листопад?

- альбом рисунков «Осенняя палитра»;

- выставка поделок из природного материала и рисунков на тему «Осень». Пригласить к участию проекта родителей.

- участие с детьми в выставке поделок и рисунков.

2) Основной

(непосредственная деятельность по проекту)  - проведение непосредственно образовательной деятельности «Изменение в природе осенью»

- чтение и обсуждение рассказов, стихов об осени;

- подбор загадок об изменениях в природе, деревьях;

- подбор раскрасок и заданий о деревьях;

- создание картотеки о деревьях;

- создание гербария. Сбор листьев на территории детского сада.

Обработка листьев для гербария.

Сбор листьев и природного материала.

Изготовление поделок из природного материала.

3)    Завершающий

- презентация гербария;

- выпуск картотеки загадок о деревьях;

- выпуск картотеки стихов о лесе и о деревьях. Выставка поделок и рисунков «Осень». Выставка поделок и рисунков «Осень».

Беседы:

• о деревьях, их классификации;

• о листопаде;

• почему деревья так важны для человека и для живых существ на планете?

• какие виды деревьев вы знаешь?

• почему не нужно срезать и ломать ветки?

• как помочь раненому деревцу;

Рассказ педагога:

• об осени;

• об изменениях, происходящих в природе;

• о деревьях, растущих на территории детского сада.

Рассматривание: фото, иллюстраций.

Исследовательская деятельность:

• рассматривание и сравнение опавших листьев (по форме, размеру, длине черенка);

• наблюдение за листопадом;

• обследование и рассматривание листьев для гербария.

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

• Д/и «Загадай, мы отгадаем»

• Д/и «С какой ветки детки?»

• Д/и «Найди дерево по семенам»

• Д/и «Найди лист такой, как покажу»

• Д/и «Листья»

• Д/и «Что здесь лишнее»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:

1. М. Волошин, «Осенью»;

2. И. Бунин, «Листопад»;

3. К. Ушинский, «Спор деревьев»;

4. Н. Сладков, «Осень на пороге».

Экскурсии:

• по участку детского сада.

Наблюдение:

• за работой дворника.

Сюжетно-ролевая игра:

• «Защитники природы»;

• «Магазин семян».

ТРУД

• знакомства с профессиями – дворник;

• сбор листьев для гербария.

Ручной труд:

• изготовление поделок из листьев;

• составление совместного с воспитателем платья коллажа из осенних листьев.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

Беседа с детьми:

• «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»

• «Ядовитые плоды деревьев»;

• «Деревья, которые лечат».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

• рисование - «Осень»;

• лепка – «Гроздь рябины»;

• аппликация – «Лес, словно терем расписной»;

• изготовление платья-коллажа;

• составление гербария;

МУЗЫКА

• «Осень» слова М. Пожаровой, музыка А. Александрова;

• «Тетушка осень» музыка и слова Н. Орловой;

• «Хорошо в лесочке» музыка и слова Е. Шаломановой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ

Методическая литература:

1. Иванова А. И. Живая экология 2006г.

2. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

4. В. Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.

6. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.

7. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.

8. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.

9. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.

Художественная литература:

1. М. Волошин, «Осенью»;

2. И. Бунин, «Листопад»;

3. К. Ушинский, «Спор деревьев»;

4. Н. Сладков, «Осень на пороге».

 

Автор: Токманцева Наталья Викторовна

МАДОУ № 326 г. Екатеринбурга Свердловской области