«Ушинский – это наш народный педагог,
также как Пушкин – наш народный поэт,
Ломоносов – первый народный ученый,
Глинка – народный композитор,
а Суворов – народный полководец».
Лев Николаевич Модзалевский
2023 год для российского образования особенный. Указом Президента РФ от 27 июня 2022 года он объявлен Годом педагога и наставника. Это исторически связано с празднованием 200‑летия классика отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который родился 19 февраля (3 марта) 1823 года.
Итак, Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, поэтому остановлюсь на вопросе, как Ушинский определил значимость роли учителя и воспитателя в образовательном процессе.
Первым и самым значимым воспитателем для ребёнка, открывающим ему новый свет, является его семья. А дальше, по мере взросления и развития ребёнка, у него в жизни появляются новые наставники: воспитатели в детском саду, учителя в школе, преподаватели в университете. Везде и всюду сопровождает его педагог. И каким же должен быть этот наставник, по мнению К.Д.Ушинского?
Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Сегодня сказки «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди» детям читают в детском саду, но мало кто знает, что их написал именно Ушинский в XIX веке. Писатель, ученый, педагог. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным…
К. Д. Ушинский – деятель эпохи, вобравший в себя лучшие качества – это человек чести, долга, любви, добра. Поражает, что этот человек, несмотря на неудачи в жизни, не потерял веру в себя и не перестал надеяться на то, что он сможет помочь людям: «Сделать как можно больше добра для моего отечества – вот единственная цель моей жизни; к этому я должен направить все свои силы». Не каждый человек может посвятить свою жизнь другим людям, помощи нуждающимся, созданию идей для процветания страны и развития педагогики.
В статье “О пользе педагогической литературы” (1857г.) К. Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений”.
Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что следует передать ученику не только те или иные знания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые знания.
Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, еще необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник, тот, кто занимается воспитанием, не зная его».
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение: “Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. “Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением”. Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
Оптимальным способом подачи материала он считал диалог. Обучение в формате текстов и лекций он ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Наконец, только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
По мнению К.Д.Ушинского, педагогом может быть тот: «кто имеет целостность, беззаветную искренность души»; «кто не торгуется с самим собой»; «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души»; «преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтобы не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни; «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»; «учитель жив, пока он учиться. Когда он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Конечно же, Константин Дмитриевич высоко поднял значимость учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Его идеи об учителе не потеряли актуальности и в настоящее время. Соглашусь с мнением К.Д. Ушинского, что современный учитель предстаёт не только как носитель знания, но и человек высокой культуры, нравственности, как воспитатель. Поэтому, каждый урок, каждая ситуация общения с учащимися должны носить воспитывающий и развивающий характер.
Султанова Зульфия Гафуровна
воспитатель
МАДОУ Детский сад № 50
г. Уфа Республика Башкортостан
2013 - 2025 ® "Литтерус" 0+
Наименование издания: "Литтерус" Сайт редакции: litterus.ru
Учредитель: Индивидуальный предприниматель Электронный адрес редакции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кощеев Анатолий Владимирович Номер телефона редакции: +7(962) 051-80-80
Главный редактор: Кощеев А.В.
Свидетельство о СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67529 от 31 октября 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)