rainbow

Семинар-практикум

«Лэпбук, как средство экологического образования детей дошкольного возраста»

 

Цель семинара-практикума: повышение уровня компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах применения активных методов обучения.

 

Задачи:

1 Совершенствование педагогического процесса посредством использования современных образовательных технологий.

2 Создание лэпбука по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме семинара-практикума, материал для создания лэпбука.

Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, практические упражнения.

 

План семинара-практикума:

1.Введение

Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.

2.Теоретическая часть

Определение понятия «лэпбук».

3.Практическая часть

Создание лэпбука

4.Рефлексия

 

1. Введение

Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума. Деление участников на подгруппы.

2. Теоретическая часть

Основная цель экологического образования: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

- углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные;

- развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

В теории и практике дошкольного образования накоплено немало современных средств экологического образования. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах. Одним из таких средств является лэпбук.

Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, выполняет познавательную и развивающую функции для ребенка в увлекательной, ведущей для дошкольника деятельности – игре.

Создание лэпбука – разновидность метода практико-ориентированных инновационных проектов и эффективное средство для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в процессе ознакомления детей с объектами и явлениями природы.

Д.А. Гатовская даёт такое определение лэпбуку: «Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребёнок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребёнка».

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Одним из плюсов работы по созданию лэпбука является тот факт, что работа над ним может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Работая индивидуально, один ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе есть воспитанники, которым тяжело находить контакт с другими детьми и, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал пред воспитателем и сверстниками.

Создание лэпбука предполагает реализацию различных видов деятельности экологического характера, таких как познавательная, продуктивная, игровая.  Запланированная работа по созданию и использованию лэпбука проводится последовательно и включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

3. Практическая часть

В ходе подготовительного этапа нужно определить, какие фрагменты будет содержать наш лэпбук:

ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМА «ВЕСНА»

  • · Карточки для изучения сезонных явлений: «Какие плоды растут весной»;
  • · Кармашек с загадками на тему весны;
  • · Таблица для занесения результатов наблюдения за растением «Выращиваем растение»;
  • · Календарь погоды;
  • · Изображения весенних цветов для их изучения «Весенний цветник»;
  • · Кармашек с карточками с изображением животных «Кто из чего»;
  • · Книжка гармошка для творчества «Весенний букварь»;
  • · Блокнот для наблюдения и фиксации сезонных явлений «Приметы весны»;
  • · Мини-книжка подобранных стихотворений на тему весны «Поэты о весне»;
  • · Распечатанная в формате А4 репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» для составления рассказа по картине.

Определить форму лэпбука:

– стандартная книжка с двумя разворотами;

– папка с 3-5 разворотами;

– книжка-гармошка; 

– фигурная папка.

В ходе основного этапа каждой команде нужно изготовить лэпбук. На выполнение этого задания командам дается 20 минут.

На заключительном этапе каждая команда презентует свой лэпбук.

4. Рефлексия

Анкетирование педагогов:

1. Семинар стал возможностью:

а) получить новые знания,

б) переосмыслить свою педагогическую деятельность,

в) получить заряд творческой энергии для дальнейшей работы.

2. Содержание семинара-практикума для вас:

а) полезно

б) не интересно

в) не актуально

3. Данная технология меня заинтересовала, я обязательно применю ее в своей дальнейшей педагогической деятельности

а) да

б) нет

5. Подведение итога

А теперь мы предлагаем вам поучаствовать в конкурсе на лучший лэпбук по экологическому воспитанию и представить свой опыт работы в рамках данного конкурса.

Положение по конкурсу (Приложние 1)

 

Положение

о проведении конкурса на лучший лэпбук по экологическому воспитанию

в СП МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска»

1. Общие положения.

1.1. Положение о конкурсе на лучший лэпбук по экологическому воспитанию (далее Конкурс) определяет цель, задачи, сроки, порядок и условия проведения, а также категорию участников.

1.2. Организатором Конкурса является администрация МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска»

2. Цель и задачи.

2.1. Цель: обобщение и распространение опыта работы педагогов по внедрению инновационных технологий.

2.2. Задачи:

- Повышать творческую активность педагогов и родителей воспитанников по созданию и использованию инновационных дидактических средств обучения и развития ребенка.

-  Стимулировать совместную деятельность взрослого и ребенка;

- Развивать детскую познавательную, творческую, трудовую инициативу, эмоционально – волевую сферу дошкольника;

- Поддерживать педагогическую инициативу.

3. Участники Конкурса.

3.1. Участники Конкурса педагоги, родители, воспитанники МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска».

4. Критерии оценки и основные требования.

- эстетика оформления;

- оригинальность, качество исполнения;

- соответствие лэпбука требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:

информативен и содержательно-насыщен (в одной папке размещено достаточно много информации по определенной теме);

полифункционален - способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

трансформируем (возможность применения в зависимости от образовательной ситуации);

доступен (все элементы лэпбука доступны для работы ребенка, информация соответствует возрасту ребенка);

безопасен (соответствие всех элементов лэпбука требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования)

К лэпбукам обязательно  должна   идти  визитная карточка, содержащая основные сведения для его презентации (Приложение 1).

5. Порядок проведения конкурса

5.1. Конкурс проводится в два этапа:

-  с 20 по 24 февраля – заочный этап (подготовка, предоставление лэпбуков и их визитных карточек в жюри).

- 28 февраля – очный этап (презентация лэпбука)

5.2. Выставка и презентация лэпбуков будет проходить в музыкальном зале МАДОУ.

6. Подведение итогов и награждение.

6.1. Подведение итогов определяет независимое жюри, состоящее из специалистов МАДОУ и родительской общественности.

Состав жюри:

1. Леверенц М.А. – заведующий МАДОУ;

2. Плохова А.А. - ст. воспитатель,

3. Щукина Н.В. – зам зав по ОСП,

4. Сметанина О.Ю. – учитель-логопед,

5. Якупова Э.Ф. – представитель родительской общественности.

6.2. Подведение итогов и награждение состоится 1 марта. Оценочный лист – Приложение 2.

6.3. Победители награждаются Грамотами и призами, участникам вручаются благодарности.

 

                                                                                                    Приложение № 1

Визитная карточка лэпбука

 

1. Название лэпбука.

2. Авторы.

3. На какой возраст детей рассчитан.

4. Цель создания лэпбука.

5. Аннотация по работе с пособием (формы работы с лэпбуком, варианты заданий, игр, бесед и др.)

6. Перечислить составляющие макета лэпбука.

7. Указать форму лэпбука и интересные элементы (например: вращающийся круг, книжки гармошки, фигурные кармашки, необычные конверты, разрезные блокнотики и т.д. и т.п.).

8. Результатом какого образовательного события, исследовательской работы или совместной деятельности взрослого с ребенком стал лэпбук.

9. Описать возможности использования лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

10. Написать о результатах использования лэпбука, если он уже апробирован в работе с детьми.

11. Оформляется на листах формата А -4, не более 2-х печатных листов, шрифт – TimesNewRoman, размер шрифта -14) и является приложением к лэпбуку.

 

Приложение № 2

Лист оценки конкурса на лучший лэпбук

максимальная оценка 3 балла)

Параметры оценки

1 гр

2 гр

3 гр

4 гр

5 гр

6 гр

Визитная карточка лэпбука (грамотность изложения материала)

 

 

 

 

 

 

Публичная презентация

 

 

 

 

 

 

 

Эстетика оформления, оригинальность и качество исполнения

 

 

 

 

 

 

Соответствие лэпбука требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде

Информативен и содержательно-насыщен

 

 

 

 

 

 

 

Полифункционален

 

 

 

 

 

 

 

Вариативен

 

 

 

 

 

 

 

Трансформируем

 

 

 

 

 

 

 

Доступен

 

 

 

 

 

 

 

Безопасен

 

 

 

 

 

 

 

Всего баллов

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Плохова Анастасия Андреевна

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска»