rainbow

Конспект занятия в старшей группе

«Знакомство с шахматными фигурами»

 

Цель: Повторить и закрепить знания о шахматной доске — горизонтали, вертикали, белые и черные поля, чередование полей. Закрепить знания детей о «шахматном королевстве».Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Развитие интереса к занятиям шахматами.

 

Задачи:

Обучающие:

- учить детей узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

- сформировать навык работы с шахматной доской;

Развивающие:

- развивать у детей память, внимание;

- способствовать развитию логического мышления;

- развить творческую активность детей;

Воспитательные:

- воспитывать коллективные навыки работы;

- воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать у детей желание делать приятное;

 

Методы и приемы:

  1. Введение в тему: загадка про шахматы,
  2. Сюрпризный момент,
  3. Повторение и закрепление знания о шахматной доске,
  4. Знакомство с шахматными фигурами,
  5. Физминутка,
  6. Д\И «Угадай-ка»,
  7. Д\И «Волшебный мешочек»,
  8. Пальчиковая гимнастика,
  9. Творческая работа (лепка фигуры из пластелина),
  10.  Рефлексия.

 

Оборудования и материалы:Шахматные фигуры, волшебный сундучок, демонстрационная доска, фишки, квадратики белые 10 штук и черные 10 штук на две команды, фишки черные и белые по 10 штук, распечатанная шахматная доска, волшебный мешочек, пластилин, доски для лепки, стеки, влажная салфетка, тканевая салфетка (на каждого ребёнка).

 

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в необычную страну, а в какую вы узнаете, если отгадаете мою загадку

С той и этой стороны

В клетках кони и слоны,

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться (шахматы)

Воспитатель выносит шахматные фигуры в «волшебном сундучке».

Воспитатель: Ребята, в шахматы играют особыми фигурами — шахматными. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один соперник «командует» армией белых фигур, другой — армией черных фигур.

Воспитатель: Сколько армий сражаются на шахматной доске? (Две)

Воспитатель: Итак, ребята прежде чем мы узнаем что в волшебном сундучке мы поделимся на две армии и выполним несколько заданий.

1)   выложить из квадратиков двух цветов: 1-й команде — горизонтальную линию, 2—й команде — вертикальную линию;

2)   заполнить фишками на шахматной доске: 1-й команде — большую белую диагональ, 2-й команде — большую черную диагональ;

Воспитатель: Молодцы, обе команды справились с заданиями.

Воспитатель достает фигуры из «волшебного сундучка» показывает и подробно описывает каждую фигуру.

 Король — самая главная фигура королевства, самая высокая и заметная. Носит на своей голове остроконечную нашлепку (корону) — острую, как пика.

Ферзь — самая приближенная к королю фигура, чуть поменьше короля, вместо пики носит на голове небольшой круглый шарик.

Шахматная ладья напоминает крепостную башню. Ладей — всего 4, 2 белые и 2 черные. Если поставить две белые ладьи и две черные по своим местам — каждую в свой угол доски, туда, где им положено быть, то в самом деле увидим, будто шахматную доску окружает крепостная стена, а по углам застыли сторожевые башни.

Пешка — самая маленькая среди фигур. Таких пешек по восемь с каждой стороны: 8 белых и 8 черных.

Слон шахматный — без ушей и хобота, даже не напоминает слона настоящего. Зато очень похож на пешку! Будто пешка потихоньку росла—росла и вот выросла. Слонов, также как и ладей — 4, 2 белых и 2 черных.

Зато шахматный конь вполне похож на настоящего, даже грива есть. Коней так же, как и ладей и слонов, 4: 2-белых и 2-черных.

 

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы, повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим (садятся за столы)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть.

 

Первая игра называется «Угадай-ка»: Я описываю словами одну из шахматных фигур, Вы ребята должны отгадать, о какой фигуре идет речь (затем можно предложить кому—либо из детей описать какую-нибудь фигуру, а остальным детям необходимо догадаться, о какой фигуре идет речь).

 

Вторая игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, ребята должны попытаться  на ощупь определить, какая из фигур спрятана.

 

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу вперед)

Ходит только прямо!

Все фигуры встали стеной(выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

- Вот мы с вами поиграли. Все молодцы, а, чтобы осталось хорошее настроение от нашего путешествия, я предлагаю выбрать изображение любой шахматной фигуры и слепить ее из пластилина. Дети выбирают понравившуюся фигуру и воспроизводят ее.

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось?

 

Автор: Илимбаева Оксана Арсеньевна

воспитатель

МБДОУ №77 «Бусинка»

ХМАО-Югры г. Сургут