rainbow

Конспект по финансовой грамотности в старшей группе

«Русская ярмарка»

 

Образовательные области: Социально-Коммуникативная, Речевая, Познавательная, Физическая, Художественно-эстетическая.

Возраст детей: 5-6 лет и 6-7 лет (совместная работа)

Форма работы с детьми: Игра-путешествие, творческая мастерская.

Программные задачи:

Обучающие:

Закрепить у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево», «доход», «расход».

Формировать умение пользоваться деньгами при покупке товара, с учетом заработанных денег.

Развивающие:

Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным праздникам;

- воспитывать умение радоваться собственными достигнутыми результатами и результатами своих товарищей; 

Предварительная работа: Изготовление денег, лепка овощей и фруктов, игрушек, птичек свистулек, посуды из глины, разрисовывание платочков, сарафанов. Руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми, «Магазин», «Кафе». Д/и «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Беседа «Почему важно экономить», решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы энциклопедия «Откуда берутся деньги?»

Этап

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Сегодня нас ждет необычное путешествие. Повторяйте за мной.

Если дружно встать на ножки топнуть, прыгнуть-не упасть.

То нам в гости. Можно сразу же попасть.

Дети здороваются и  в кругу выполняют движения с  воспитателем.

Мотивационно-ориентировочный

 

Воспитатель : Ребята сегодня нам пришло письмо-приглашение от группы «Золушка» с просьбой помочь организовать  ярмарку. Хотите узнать, что такое ярмарка?   Наша страна не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и больших торговых комплексов. Люди торговали на улице. Такое место называлось торг, торжок, торжище. Позже в обиход вошло слово «ярмарка». Как вы думаете, что же такое ярмарка? Давайте вместе узнаем, что такое ярмарка. Сегодня дети с подготовительной группы хотят нам рассказать и показать.

Ребенок 1: Здравствуйте ребята.  Ярмарка – это такое место, где собиралось больше всего народу. К Ярмарке готовились и оповещали заранее. (иллюстрация 1).

Ребенок 2: На ярмарках не только торговали и покупали. Песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, (иллюстрация 2). Публику веселили скоморохи, народ нарядно одевался. Ярмарочные гуляния были всеобщим праздником. (иллюстрация 3). Торговцы выкладывали разные товары.

Дети: Да

 

 

Дети затрудняются ответить.

Дети садятся на стульчики у экрана

 

Дети подготовительной группы рассказывают

Поисковый

 

Ребята, а чтобы купить товар на ярмарке, что у нас должно быть?

Восп-ль: Ребята, а какие бывают деньги?

Восп-ль: Какие монеты вы знаете?

Восп-ль: Какие еще бывают деньги?

Восп-ль: А какие бывают купюры?

Скажите, а где мы можем их взять?  Конечно же можно заработать правильными ответами на вопросы.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будете их отгадывать и за правильные ответы получать монетки.

Загадки:

1. Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (монета)

2. На товаре быть должна,

обязательна … (цена)

3. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно. (весы)

4. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

5. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

6. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (товар)

7. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам. (продавцы)

8. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем.

За них взамен хоть что бери,

Кроме чести и любви. (деньги)

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги?

Воспитатель: Дети кроме дохода, в семье есть ещё расход. Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход – расход» (игра с мячом в кругу)  так же за правильный ответ вы получите монеты

- папа получил зарплату;

- бабушка купила лекарство;

- сестра выиграла денежный приз в лотерею;

- брат потерял кошелёк;

- купили холодильник;

- дедушка продал картошку;

- брат порвал школьный костюм.

- сдали квартиру в аренду

- съездили семьёй в отпуск

- бабушка получила пенсию.

Воспитатель: мы теперь знаем, что такое доход и расход, а денежки счет любят.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Дети: (деньги)

 

Дети: Монеты

Дети: Круглые, металлические

Дети: Купюры

Дети: Бумажные,

Прямоугольные

 

Дети: Попросить у родителей или заработать.

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

Ответы детей: мама и папа получают зарплату, дедушка и бабушка получают пенсию.

 

Ответы детей: (доход-расход)

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку.

 

Практический

 

Ребенок 3: Ребята, а вы хотели бы попасть на ярмарку? Тогда мы приглашаем вас к себе в группу со своим товаром. Много вам всего покажем и на вас посмотрим, И сыграем, и расскажем.

Воспитатель: Что делают на ярмарке? -Правильно, значит вы кто? А кто товар продаёт?

Продавцы выложили на прилавки яркие платки, сарафаны, бусы, посуду из глины, игрушки разные, птички-свистульки и другую домашнюю утварь.

Скоморох 1: Внимание! Внимание!  Открывается веселое гуляние! Торопись, честной народ, Тебя ярмарка зовет!

Сейчас мы отправимся в лавку покупать необходимые товары для нашей группы. Дидакт. игра «Покупаем товар»

Воспитатель: Ребята, у каждого товара есть цена, у вас есть деньги, вы можете купить те товары, на которые у вас хватит монет. Не забудьте оставить деньги на развлечение.

Торговец 1:

Есть на ярмарке игрушки,

Расписные тарелки и кружки!

Торговец 2: Платки и платочки

Для мамы и дочки!

Небольшой расход

Подходи, честной народ!

Торговец 3: Есть и овощи, и фрукты,

И отличные продукты.

Открывайте кошельки,

Доставайте денежки!

Воспитатель: Молодцы ребята очень много товару накупили, а про развлечение не забыли?

Скоморох 2.  Собирайся народ! Карусель всех детей зовёт! Монетку готовьте, билетик покупайте!

ИГРА «ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»

Еле, еле, еле, еле. Завертелись карусели,

А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом.

тише, тише не спешите Карусель притормозите

Раз -два раз -два  Вот и кончилась игра!

Дети старшей группы собирают весь товар в корзину, который изготовили раньше в группе.

Дети: (покупают) Дети:(покупатели). Дети: Продавцы

Дети раскладывают товар.

Ребёнок читает зазывалку.

Дети подготовительной группы зачитывают зазывалки.

Дети проходят к прилавкам осматриваются, прицениваются, торгуются. Дети с подготовительной группы покупают у детей со старшей группы и наоборот.

Ребёнок зачитывает зазывалку.

Дети покупают билеты, проходят занимают места на карусели.

Рефлексивно-оценочный

 

Воспитатель: Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Нам пора возвращаться в Д/С

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть-не упасть.

То легко ребята смогут

Снова в группу свою попасть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побывали на ярмарке! Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Что больше всего запомнилось? Что же мы всё-таки не можем купить за деньги.

Воспитатель: Все правильно, берегите все то что нельзя купить за деньги ведь, оно самое ценное.

Дети отвечают на вопросы

Дети: Здоровье, дружбу, воспитание, любовь наших родных, счастье.

 

Автор: Носкова Светлана Валентиновна

воспитатель

МБДОУ №77 «Бусинка»

ХМАО-Югры г. Сургут